КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ И КАК ЕГО ПРЕОДОЛЕТЬ
18.09.2019
3-4 года очень важный период в жизни ребенка. Именно в этом
возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки
нравственно-физического и умственного развития малыша. В этом возрасте
происходит очень важный для ребенка психический процесс - это первое яркое
выражение своего «Я».
- Период упрямства начинается примерно с 1,5 лет.
- Как правило, эта фаза
заканчивается к 3,5-4 годам.
- Пик упрямства приходится на 2,5-3 года.
- Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
- Девочки капризничают, чаще, чем мальчики.
- В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5
раз в день. У некоторых – до 19 раз.
Кризис трех лет характеризуется следующими симптомами.
1. Негативизм – это непросто непослушание или нежелание выполнять указания
взрослого, а стремление все делать наоборот, вопреки просьбам и требованиям
старших. Ребенок может не сделать что-то только потому, что его об этом
попросили. Часто такое стремление наносит ущерб и собственным интересам
ребенка. При яркой форме негативизма ребенок отрицает все то, что говорит ему
взрослый.
2. Упрямство – ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого очень
хочется в данный момент, а потому, что он это потребовал. Ребенок как бы
проверяет, может ли он что-то требовать и выполнят ли это требование. Упрямство
следует отличать от настойчивости. Раньше ребенок был под властью аффектов,
сиюминутных желаний и настойчиво этого добивался, он был как-бы очарован
предметом и его к нему «тянуло», а степень настойчивости выражалась в силе, с
которой ребенок стремился к предмету, в концентрации внимания на этом предмете.
Мотивом же упрямства является то, что ребенок связан только своим
первоначальным решением и ни за что не хочет от него отступать.
3. Строптивость – это центральный симптом для «кризиса 3х лет». От негативизма
строптивость отличается тем, что она безлична. Негативизм всегда направлен
против взрослого, который в данный момент побуждает к тому или иному действию,
а строптивость направлена против норм поведения, установленных для ребенка.
4. Своеволие – ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и
добивается самостоятельности там, где ему не хватает умений.
5. Деспотизм или ревность. У ребенка появляется желание проявлять деспотическую
власть по отношению к окружающим.
Кризис проявляется как бунт против авторитарного воспитания: это как бы протест
ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те формы и нормы опеки,
которые сложились в раннем возрасте. Кризис 3х лет это сложный, но нормальный
период в жизни любого ребенка. Ребенок овладевает новыми, более взрослыми
формами поведения, и мы должны с пониманием и заботой относиться к маленькому
человеку, который познает самого себя.
Ребенок должен быть уверен в том, что, как бы он себя не вел, его всегда будут
любить и никогда не бросят. Нужно относится к этому с определенной долей юмора
и благоразумием, тогда ребенок поймет, что самостоятельность требует большего,
чем просто чистое отрицание.
Что могут сделать родители:
- Не придавайте большего значения упрямству и капризности. Примите к сведению
приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
- Во время кризиса оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его
понимаете.
- Можно дать ребенку «обратную инструкцию». Если это говорится с добротой и усмешкой,
такой прием воспитания только укрепляет родительский авторитет и приводит к
положительным результатам.
- Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку – это бесполезно.
Ругань не имеет смысла, это может еще сильнее его взбудоражить.
- Будьте с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при
этом мнении. Ребенок начинает усваивать ключевые слова «надо» и «нельзя».
Запретов должно быть мало, но они должны быть твердыми. Усугубляет кризис трех
лет отсутствие единых, последовательных требований со стороны взрослых.
- При оценке поведения ребенка взрослый должен фиксировать его внимание не
только, как он поступил – хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это
имеет для других людей.
- Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка происходит в общественном
месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
- Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи
посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-ай-ай». - ребенку только
этого и нужно.
- Постарайтесь схитрить или отвлечь ребенка, он успокоится.
Просмотров всего: , сегодня: