15.09.2022
Возраст от четырех до
пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в
жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На
данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются
познавательные и коммуникативные способности.
Существуют специфические возрастные
особенности детей 4–5 лет, которые просто необходимо знать родителям,
чтобы развитие и воспитание дошкольника было гармоничным.
В среднем дошкольном возрасте физические
возможности ребенка значительно возрастают:
улучшается координация, движения становятся все более уверенными. При этом
сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика, в
целом средний дошкольник становится более ловким и быстрым по сравнению с
младшими. Нужно отметить, что возрастные
особенности детей 4–5 лет таковы, что физическую нагрузку нужно
дозировать, чтобы она не была чрезмерной.
Ребенок 4–5 лет всё ещё не осознаёт
социальные нормы и правила поведения, однако у него уже начинают складываться
обобщённые представления о том, как надо (не
надо) себя вести.
Ребенок может по собственной инициативе
убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до
конца. Тем не менее, следование таким правилам часто бывает неустойчивым –
малыш легко отвлекается на то, что ему более интересно, а бывает, что ребёнок
хорошо себя ведёт только в присутствии наиболее значимых для него людей. Дети
хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого,
но и в своём собственном и эмоционально его переживают, что повышает их
возможности регулировать поведение.
Поведение в некоторых ситуациях всё ещё
требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться
тех или иных норм и правил.
В этом возрасте
у детей появляются представления о том, как положено себя вести
девочкам, и как – мальчикам («Я
мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая причёска», о
половой принадлежности людей разного возраста (мальчик
- сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка - дочь, внучка, сестра, мать,
женщина). К 5 годам дети имеют представления об особенностях наиболее
распространённых мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике
поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах,
умеют распознавать и оценивать эмоциональные состояния и поступки взрослых
людей разного пола.
На четвертом-пятом году жизни ребенок не
просто активно овладевает речью - он творчески осваивает язык, он, по существу,
занимается словотворчеством. Такое словотворчество позволяет ребенку к концу
этого возрастного периода перейти
к отвлеченной речи, пересказать сказку, рассказ, поделиться своими
впечатлениями, переживаниями. В этом возрастном периоде
характерной особенностью речи ребенка
является использование ее для общения со сверстниками. А общение, в свою
очередь, развивает речь. Ребенок задает вопросы, рассказывает сказки,
рассуждает, фантазирует, пересказывает, обменивается впечатлениями и т. д. Его
восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.
4-5 лет - важный период для развития
детской любознательности. Дети активно стремятся к интеллектуальному общению со
взрослыми, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего,
стремятся получить новую информацию познавательного характера. Не «отмахивайтесь» от детских
вопросов, ведь любознательный малыш активно осваивает окружающий его мир
предметов и вещей, мир человеческих отношений.
Говоря о воспитании детей этого возраста, нужно
помнить, что на данном этапе существенно меняется характер. Ребенок становится
гораздо более послушным и покладистым, чем раньше. Именно в это время детям
необходимо полноценное общение с родителями. Собственно говоря, в этом и
заключаются основы воспитания. Главная функция взрослых сейчас, объяснить, как
можно подробнее и показать на личном примере. Ребенок впитывает все как губка,
с любознательностью первооткрывателя тянется к новым знаниям. Родители должны
внимательно выслушивать многочисленные вопросы и отвечать на них, ведь в семье
дети черпают первые знания об окружающем мире и своем месте в нем.
Говорить ребенку о том, как вы его
любите, какой он замечательный - слишком мало для формирования у него высокой
самооценки. Нужно, чтобы ценность личности измерялась какими-то делами. Для
этого надо, чтобы ребенок умел что-то делать, отличался какими-то способностями или навыками,
которые помогли бы ему гордиться собой.
Обязательно привлекайте ребенка к труду,
старайтесь вместе с ним делать самые разнообразные домашние дела. Выполняйте их
с интересом, так, чтобы ребенок получал удовольствие от этой деятельности.
Стоит отметить, что лучших успехов в
воспитании можно добиться в случае тесного и доверительного сотрудничества
семьи и дошкольного учреждения, так как сотрудники садиков учитывают возрастные особенности детей 4–5 лет.
Консультация для родителей является одним из путей такого взаимодействия.
Все, кто имеет отношение к воспитанию
ребенка, должны быть едины в своих требованиях.
Кайгородова
Юлия Николаевна
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.03.2024
Дата обновления: 29.03.2024
Дата публикации: 15.09.2022
Комментарии0
Новый комментарий