16.11.2023
Развивая
речь - мы вступаем на путь познания
Развивая
мысль – мы приближаемся к знанию
А. П.
Кондарев
Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного
воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые
возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллектуальные
способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности.
Психологические исследования показывают, что дети средней
группы более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и
природной действительности, нежели их младшие друзья, поскольку ближе к 5-ти
годам:
• приобретаются навыки связной речи (последовательное
наиболее полное выражение своих мыслей) ;
• расширяется словарный запас: пополняется активный словарь
(слова, которые часто употребляются в повседневной жизни) и пассивный словарь
(ребенок не часто употребляет эти слова, но знает их значение, может объяснить
смысл) ;
• речь постепенно становится грамматически оформленной
(правильное и уместное употребление слов) .
Кроме того, в этом возрасте возрастает устойчивость внимания
к речи окружающих, чем старше становится ребёнок, тем большее влияние на его
речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание.
В возрасте 4-5 лет у детей велико тяготение к рифме. Играя
со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие 2-х, 4-х
стишья. Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребёнка
внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует всякого
поощрения со стороны взрослых.
Увеличение активного словаря (от 2900 и 3000 слов к концу
года) создаёт ребёнку возможность полнее строить свои высказывания, точнее
излагать мысли. Рост словаря, употребление более сложных в структурном
отношении предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать
грамматические ошибки: например, неправильно изменяют глаголы «хочут» вместо
«хотят» и т. д. Мы взрослые, педагоги и родители должны исправлять подобные
речевые «ляпы» и предлагать правильный образец употребления слов.
Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития
речи ребёнка обязательно приведет к положительным результатам. Ведь речевой
уровень культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые
формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей
грамматически правильной речи.
На что
необходимо обращать внимание родителям, в первую очередь!
1) Развитие интонационной выразительности речи.
Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при подготовке к утренникам, разучивании стихотворений, инсценировок педагоги часто сталкиваются с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве случаев это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний. Попробуйте прочитать ребёнку один и тот же текст по-разному: монотонно и с интонацией. Ребёнок сразу же заметит разницу. Поэтому так важно при чтении литературных произведений детям, обращать внимание на выразительность, темп своей речи, учить распознавать интонации по эмоциональному фону и тренироваться в их употреблении. Для этого прекрасно подходят ролевые игры или совместное обыгрывание известных ребенку сказок.
2) Художественное слово в воспитании дошкольников.
Развитие фантазии, воображения, формирование произвольной
памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы,
сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту необходимые условия не только
для расширения кругозора, но и для общего развития ребенка. Художественные
тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам для решения этой
задачи. Больше читайте, придумывайте совместно сказки и рассказы, обсуждайте
явления природы, разучивайте стихи – это поможет ребенку не только овладеть
грамотной речью, но и значительно расширит его познавательные способности.
3) Речь и мелкая моторика рук.
В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо
уделять развитию мелкой моторики, так как сначала развиваются тонкие движения
пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи
стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. В
домашних условиях развитие мелкой моторики может быть не только интересным занятием,
но и полезным делом. Прополка грядок, сбор ягод, лепка пельменей, плетение кос,
распутывание ниток, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных
поделок, лепка и т. д. – подарят радость от совместной работы Вам и вашим
детям, а так же решат одну из задач развития речи.
А в заключение хотелось бы процитировать известного французского писателя и педагога Жозефа Жубера, который говорил: «Детям нужны не поучения, а примеры! ». Поэтому родитель всегда должен помнить, что лучшее учение – это пример, а правильная грамотная речь - результат общения взрослого с ребенком!
Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные («мяч – это игрушка, в него играют»), начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова (существительные с собирательным значением – мебель, одежда, обувь и т.п.). Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказываний – описание и повествование. Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т.е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.
В речи детей пятого года
жизни встречаются следующие нарушения:
- не все дети правильно
произносят шипящие и сонорные звуки;
- у некоторых
недостаточно развита интонационная
выразительность:
- имеются недостатки в
освоении грамматических правил речи (согласования существительных и
прилагательных в роде и
числе, употреблении
родительного падежа множественного числа).
Речь детей средней
группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на
смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает
затруднения. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить
описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность
изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.
·
Речь не передается по
наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и
прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от
окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную,
грамотную речь.
·
Важной стороной речевого
развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении –
основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены
в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.
·
Ребенок 4-5 лет должен
правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не
надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Могут исчезнуть, а
могут и не исчезнуть. Самое лучшее – обратиться за помощью к логопеду.
·
Не забывайте, что
решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение
с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их
внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники,
библиотеки. Расскажите ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает. Во
время прогулки в парке, сквере, на пруду привлекайте внимание малыш.
Пятый год жизни - это период высшей речевой
активности. Дети легко подхватывают начатый разговор, спешат высказаться,
перебивают друг друга, достаточно часто сопровождают речью собственные
действия.
Из телепередач, книг, рассказов взрослых малыши
получают некоторые сведения о предметах, явлениях, событиях, не имевших
места в их собственном опыте. У них появляется круг вербальных
(словесных) знаний. Оперируя ими, дети зачастую делают логически
неправильные выводы (например: «Близнецы – это не внуки.
Близнецы - знак Зодиака, - поясняет ребёнок взрослым,
услышав их разговор).
Необходимо уделять большое внимание
повседневному общению с детьми, во время которого взрослый старается дать
ребёнку пример правильной речи, умения слушать и выражать свои мысли.
Мы, взрослые, должны серьёзно и
уважительно относиться к любым высказываниям детей, вступать с ребёнком в
диалог. Для того, чтобы ребёнок начал делиться своими представлениями об
окружающем мире ему нужна подсказка (случайно возникшая или специально
подготовленная). В качестве такой подсказки можно использовать разговоры с
детьми. Можно брать любую тему. Вот некоторые из них:
1.Твои игры.
В какую игру ты играешь? Какие игрушки тебе
нужны в этой игре? Какие игры ты знаешь? Какие игры ты любишь? Какая игра самая
любимая? В какие игры ты играл (а) осенью? Зимой? И так далее. С кем
любишь играть?
2. Что чувствует твой друг?
Почему он огорчён? Ты спросил, почему у него
(друга) такой невесёлый вид? Успокоил ли ты его и как?
3. Что ты знаешь о себе?
Как тебя зовут (имя, фамилия)? Сколько тебе лет
(возраст)? Где ты живёшь (адрес)? Что ты умеешь делать?
4. Ты – человек!
Какие органы у тебя есть? Зачем нужны глаза,
ресницы, уши, сердце, ноги, желудок? Как ты дышишь?
5. Береги зубы.
Зачем человеку зубы? Что полезно для зубов, а
что вредно? Зачем нужно чистить зубы и как? Когда нужно идти к зубному врачу?
Как нужно вести себя в кабинете у врача?
6. Дикие животные.
Каких животных ты знаешь? Каких из них ты видел
в зоопарке? Кто из них самый сильный? Какие животные (дикие) живут в жарких
странах? Какие дикие животные живу в лесу, пустыне, на Севере?
7. Птицы.
Каких птиц ты знаешь? Какие птицы живут с
человеком? Передай голос домашних птиц. Какую из домашних птиц ты любишь
и за что?
Сформулировав вопрос, нужно выслушать ребёнка,
что-то уточнить, чему-то удивиться, и получив достаточную информацию, обобщить
сказанное.
При таком диалоге ребёнок быстрее усваивает
новые слова и выражения, начинает проявлять инициативу, интересоваться
правильно ли он сказал. Ребёнок захочет быть интересным собеседником.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.03.2024
Дата обновления: 29.03.2024
Дата публикации: 16.11.2023
Комментарии0
Новый комментарий