1 Содержание дополнительной общеразвивающей программы «Грамотейка» I. Пояснительная записка…………………………………………..……………………………………….. 3-8 1.1.Актуальность и педагогическая целесообразность, особенность программы, возрастные особенности детей. 1.2. Цели и задачи программы . 1.3. Поэтапное содержание программы по обучению чтению 1.4. Основные методы, используемые при реализации программы 1.5. Возраст детей участвующих в реализации программы. Формы и режим организации педагогического процесса. 1.6. Требования к уровню подготовки воспитанников. 1.7. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности 1.8. Средства, необходимые для реализации программы. II. Учебно-тематический план……………………………………………………………………………. 9-13 III. Содержание дополнительной общеразвивающей программы……….. 13-26 3.1. Содержание программы – 1-ый год обучения 3.2. Содержание программы – 2-ой год обучения IV. Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы…………………………………………………………………………………………………………………….27 V. Список используемой литературы………………………………………………………………….. 27 VI. Список литературы для детей и родителей……………………………………………..28-29 2 I. Пояснительная записка. 1. 1.1. Актуальность. Раннее обучение чтению – не дань моде и не прихоть амбициозных родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются стандарты школьного и дошкольного образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, умеющего читать. Поступление ребенка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. И, что самое главное, предъявляет к нему новые более высокие требования, как к личности в целом, так и к его интеллектуальным способностям. В багаже знаний современного первоклассника часто бывает востребован навык чтения, особенно при поступлении в различные учебные заведения. Именно востребованность данного навыка и явилась толчком к разработке данной программы адаптированной к работе с дошкольниками. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям детей, а не дублируют школу, что является отличительной особенностью данной образовательной программы. Следуя рекомендациям Л.С. Выготского – обучение грамоте нужно начинать в период становления психических функций дошкольника. Наиболее эффективным для использования богатых возможностей ребенка в освоении грамоты является возраст 5-7 лет, так называемый период «языковой одарённости» особой восприимчивости дошкольника к речи. Необходимо вовремя удовлетворять познавательный интерес ребенка и направлять его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями: проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, мыслить логически. По утверждению Л.А.Венгера и С.В.Мухиной: «...дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте», поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Однако память и внимание малышей весьма неустойчивы, а поэтому необходимо многократно возвращаться к уже знакомому, чтобы знания стали прочными. Главное место в обучении детей старшего дошкольного возраста отведено работе со звуком, буквой, словом, предложением. При реализации содержания программы учтена словарная работа, поскольку на начальных ступенях обучений чтению процесс понимания отстает от восприятия слова, это упражнения, формирующие способность быстро схватывать смысл читаемого, запоминать содержание, строить высказывания, умение слушать и понимать собеседника. За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте Д.Е. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. Детей подготавливают к усвоению грамоты аналитико-синтетическим звуковым методом. Основной единицей изучения становится вначале звук, затем слог, далее слово. При создании программы и методики её реализации учитывалось положение Л.С. Выготского «о ведущей роли обучения», которое является движущей силой 3 психического развития. Обучение, по мнению Л.С. Выготского, осуществляться без реальной деятельности самого ребенка, практических заданий является ведущим в данной программе. не может поэтому метод В Программе используется следующие подходы к развитию детей: системный подход рассматривает пути освоения ребёнком языка в единстве сознания и деятельности. комплексный подход требует (психолингвистики, педагогики, языкознания) взаимодействия теоретический подход основывается закономерностях речевого развития дошкольников. на разных наук представлении о личностный подход рассматривает процесс обучения детей с учётом их психофизиологических особенностей. Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей. 2.2. Цель программы: создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания интеллектуально развитого и эмоционального читателя. Задачи: Обучающие: Учить чтению поэтапно. Учить детей составлять предложения с заданным количеством слов, пользуясь моделями. Учить ребенка выделять на слух звук из слова и слога (звуковой анализ слова). Развивающие: Развивать речевую деятельность на основе бесед, разговоров, высказываний. Развивать интерес к занятиям по обучению грамоте. Развивать коммуникативную, регулятивную функции речи. Воспитательные: Воспитывать самостоятельность в процессе разговорной речи. Воспитывать культуру речи. 1.3. Содержание программы делится на 2 этапа обучения: 1-й год-развитие звуковой культуры и фонематического слуха. 2-й год-развитие звуко-буквенного анализа, интереса и способностей к чтению. Кроме того, на каждом этапе решается задача подготовки руки ребёнка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя: развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук); формирование графических навыков 4 Изучение материала проходит блоками: I. Добуквенный, звуковой период обучения. Предшествует знакомству и работе ребенка с буквами. Ребенку показывают, что речь "строится" из звуков. Взрослый играет с ребенком в звуковые игры, цель которых - выделение в словах определенных звуков. II. Звуковой анализ слов. Ребенка учат определять отдельные звуки в слове, различать твердую и мягкую пару согласных, выделять ударный гласный звук. Затем учат выделять все звуки в словах из трех - пяти звуков и фиксировать их с помощью фишек (кусочков картона, пуговиц, мозаики). III. Буквенный период обучения. Ребенка знакомят с алфавитным обозначением звуков с помощью картинной азбуки, кубиков или выкладывая изображения букв из палочек, рисуя буквы на снегу или песке, на запотевшем стекле, отыскивая знакомые буквы в вывесках магазинов и заголовках газет. Все это помогает сделать обучение ненавязчивым и интересным. IV. Слоговой период обучения. На первых порах обучения ребенка слог является основной единицей чтения. Ребенка учат читать слоги протяжно, как бы "пропевая" их. Это поможет ребенку избежать "рубленого" слога, который замедляет переход от слогового чтения к чтению словами. V. Слияние слогов в слова В первую очередь, на этом этапе следует рекомендовать работу со столбиками слов, имеющих одинаковое начало или конец. Это упражнение очень хорошо автоматизирует навык чтения и облегчает сам процесс прочитывания, т.к. относительно новыми для детей в прочитываемых словах всякий раз оказываются несколько букв, а не все слово целиком. 1.4. Основные методы, используемые при реализации программы: - наглядные - рассматривание картин, наблюдение, демонстрация видеофильмов, показ образца задания… - практические - упражнения, игровой метод, моделирование; - словесные – рассказы воспитателя, рассказы детей, чтение худ. литературы. Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, в последовательности от простого к сложному (концентрически). Особенности метода -Осознанное овладение детьми системой звуков (фонем) русского языка -Анализ и синтез в процессе обучения взаимосвязаны. - Обучение по слоговому принципу. 5 - нетрадиционные приемы работы: опорное моделирование: составление моделей слов (из геометрических фигур), предложений (слова – иллюстрации), составление сказок с использованием моделей букв (буквы – ассоциации), Л – лиса, В – волк, А – автобус, Р – ракета, К-кот и т. д., выявление ассоциаций, которые вызывают образ буквы: Д – похож на домик, Ж – схожа с жуком, О – напоминает обруч. Модели помогают не только наглядно представить какой-либо объект, но и модифицировать его, экспериментировать с ним. 1.5. Возраст детей, участвующих в реализации программы – 5–7 лет (1-й год обучения: дети 5–6 лет; 2-ой год обучения: дети 6–7 лет). Дополнительной образовательной течение двух лет. программы “Грамотейка” реализуется в Формы и режим занятий. Основной формой работы с детьми является занятие, продолжительность которого соответствует возрастным нормам детей: – 1-й год обучения – 1 раз в неделю по 25 минут (1 академический час); – 2-й год обучения – 1 раза в неделю по 30 минут (1 академический час). Количество занятий в год 36 часов (два года -72 часа) В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части. Формы организации педагогического процесса: - специально – организованная деятельность воспитателя с детьми; - самостоятельная деятельность детей. - работа в прописях и тетрадях; - работа с книгой; - использование новых технологий (здоровьесберегающие, компьютерные). - одной из форм обучения является экскурсия. Экскурсия в библиотеку проводится с целью приобщения детей к книге, развития интереса к книге и чтению разнообразных по содержанию книг. За время обучения формируются умения понимать и выполнять учебную задачу, а также формируются такие качества, как усидчивость, терпеливость, умение общаться со сверстниками, доброжелательность. В конце каждого года обучения планируется провести открытое занятие для родителей. Итоговые занятия проводятся не только с присутствием, но и с участием родителей. 1.6. Требования к уровню подготовки воспитанников К концу первого года обучения дети должны уметь: – делить слова на слоги; – уметь составлять предложения из двух-четырех слов; – членить простые предложения на слова; – определять место звука в слове; 6 – давать характеристику звуку; – самостоятельно составлять предложение; – составлять рассказ с заданным количеством предложений; – свободно пользоваться и самим составлять звуковые схемы слов; – давать характеристику звуку; – уметь работать с кассой букв; – точно отвечать на поставленные вопросы педагога. Письмо (печатание): – овладевают позой пишущего человека; – ориентироваться на листе; – рисовать разнообразные линии; – делить линию пополам; – рисовать простые росчерки (“петли”, “ленты”, “волна” и т. д.); – дорисовывать начатые фигуры; – вписывать элементы букв в конфигурацию росчерков; – уметь писать (печатать) гласные буквы разных размеров (крупные и мелкие); К концу второго года обучения дети должны уметь: – строить сложные предложения разных видов; – составлять рассказы по серии картин; – находить слова с определенным звуком; – составлять сказки, пользуясь моделями букв; – знать пословицы, поговорки, скороговорки; – уметь разгадывать ребусы, кроссворды; – членить на слоги двух-, трехсложные слова с открытыми слогами; – составлять слова из слогов; – делать звуко-буквенный анализ слов; – знать и называть все буквы алфавита; – уметь составлять схемы слов, предложений; – устанавливать порядок звуков в слове; – уметь пользоваться слоговыми таблицами; указывают местонахождение гласных и согласных звуков в прямом и открытом слогах и словах; – овладевают сознательным, плавным чтением. Письмо (печатание): – писать слова и небольшие тексты на листе в клетку; – составлять схемы слов; – выполнять письменные задания у доски; – списывать с настенной доски слова, предложения; 7 – осваивать общий темп записи; – умеют писать заглавные буквы (начало предложения, имена собственные); – соблюдают пробел между словами; –уметь определять предложение по интонации (вопросительное, повествовательное и восклицательное) и ставить в конце предложения соответствующий знак. 1.7. Ожидаемые результаты и способы их проверки. Для проверки результативности проводится диагностика, результаты которой позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемых детям в каждой возрастной группе. Используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, а также применяются диагностические методики: – Экспресс-диагностика МЭДИС (тест “Определения понятий”, “Выявление пассивного словаря”, “Выявление активного словаря”, “Звуковой анализ слов”, “Усвоение способ чтения”), – Тест “Школьной зрелости (авторы А.Керн, И.Йирасик), – Методика “Графический диктант” (автор Д.Б.Эльконин), 1.8. Средства, необходимые для реализации программы. Учебно-методическая литература Наборы дидактических игр Компьютер, проектор Демонстрационный материал «Слова, звуки, слоги» Рабочие тетради дошкольника Магнитная азбука; Карточки для индивидуального чтения; Фланелеграф; Наглядность: таблицы, картинки, игрушки, муляжи и др. Учебный план Продолжительность 25 мин- Периодичность Кол-во часов в неделю в неделю 1 раз 1 1-ый год обучения 30 мин. 2-ой год обучения Кол-во часов в год 36 часов академический час 1 раз 1 36 часов академический час 8 II. Учебно-тематический план: 1-ый год обучения № Название раздела, темы п/п 1. Мы расскажем сказку Количество часов всего теорет. практ. 1 0,25 0,75 1 0,25 0,75 1 0,25 0,75 1 0,25 0,75 1 0,25 0,75 1 0,25 0,75 1 0,25 0,75 1 0,25 0,75 1 0,25 0,75 1 0,25 0,75 Слова и предложения. 2. По щучьему велению… Предложения длинные и короткие 3. Слушаю - послушаю Слово – звук. 4 Звуки разные нужны, звуки всякие важны. Артикуляционные и акустические признаки звуков 5 Мы гостей к себе позвали. Звуки и буквы А и О 6 Где же вы, АУ! Звук и буква У. 7 Вдоль по улице идем… Повторение букв А,О,У, понятия СЛОГ. 8 Дружба начинается с улыбки.. Звук и буква И 9 Таинственный голос. Звук и буква Ы.Новенькие. Согласные звуки. Твердые и мягкие. 10 Молоток стучит: «Тук-тук» Буква Т, звуки Т и Ть. 11 Прятки Повторение буквы Т. Знакомство с заглавной буквой. 1 0,25 0,75 12 Куда села галочка? 1 0,25 0,75 1 0,25 0,75 Звуки К и Кь, буква К 13 Программа телепередач Повторение буквы К, понятий СЛОГ-СЛОВО- 9 _ПРЕДЛОЖЕНИЕ 14 Помогаем хомячку. Звуки Х и Хь, Буква Учить детей находить звуки 1 0,25 0,75 15 Зимушка – зима, что ты нам принесла… 1 0,25 0,75 Вопросительное предложение. 16 Новогодние хлопоты Вопросительное предложение, согласные звуки. 1 0,25 0,75 17 Ура, у нас каникулы!!! Повторение понятий звук, буква, слово. 1 0,25 0,75 18 Приготовили насосы Звуки С и Сь, буква С. Повторение понятия знак вопроса. 1 0,25 0,75 19 Гуси - лебеди 1 0,25 0,75 1 0,25 0,75 1 0,25 0,75 1 0,25 0,75 1 0,25 0,75 1 0,25 0,75 1 0,25 0,75 1 0,25 0,75 1 0,25 0,75 Повторение ранее изученных букв. 20 Друзья Говорунчика Звуки П и Пь, буква П 21 Как змея шипит язык Звук Ш, буква Ш 22 Поспешишь – людей насмешишь. Дифференциация С и Ш. 23 Мы впервые в Звукобуквии. Звуки М и МЬ, Буква М, звуки звонкие и глухие. 24 Сказка про невидимку Ударение. 25 Еще одна встреча с невидимкой. Повторение «Ударный слог» 26 К нам пришла лиса. Звуки Л и Ль, буква Л. 27 Путешествие на самолете Повторение буквы Л. 28 Сказка за сказкой Повторение тем «предложение», «заглавная буква» 1 0,25 0,75 29 Ру-ру-ру- начинаем мы игру… 1 0,25 0,75 Звук Р. 10 30 Семь раз отмерь, один раз отрежь. 1 0,25 0,75 1 0,25 0,75 1 0,25 0,75 1 0,25 0,75 Звук Рь, Р. Буква Р. 31 Ура, ура! Я в цирк иду! Дифференциация Р и Л. 32 Лети, лети, лепесток… Дифференциация Р и Л. 33 Как хорошо уметь читать! ЗВУК –СЛОГ – СЛОВО. 34 У Слона на дне рождения. Закрепление понятий ЗВУК – СЛОГ – СЛОВО. 1 0,25 0,75 35 Полет в космос(проводится в конце апреляв начале мая в зависимости от количества занятий в полугодии)Звуки Н, Нь, буква Н 1 0,25 0,75 36 Дополнительное занятие с учетом 1 особенностей группы детей К нам пришел Летовичек (Июль Июлевич Август)( Или игра 0,25 0,75 9 27 в школу) Всего 36 Учебно-тематический план: 2-ой год обучения № Название раздела, темы п/п Количество часов всего теорет. практ. 1. «Слово» 1 0,25 0,75 2. «Предложение» 1 0,25 0,75 3 «Слог – ударные слоги» 1 0,25 0,75 4 «Звук - буква» 1 0,25 0,75 5 Звук и буква «А». Печатание буквы. 1 0,25 0,75 6 Звук и буква «О» Печатание буквы. 1 0,25 0,75 7 Звук и буква «И» Печатание буквы. 1 0,25 0,75 8 Звук и буква «Ы» Печатание буквы. 1 0,25 0,75 9 Звук и буква «У» Печатание буквы. 1 0,25 0,75 10 Звук [Н], [НЬ] и буква «Н» Печатание буквы. Чтение слогов. 1 0,25 0,75 11 Звук [С], [СЬ] и буква «С» Печатание буквы. Чтение слогов. 1 0,25 0,75 12 Звук [К], [КЬ] и буква «К» Печатание 1 0,25 0,75 11 буквы. Чтение слогов. 13 Звук [Т], [ТЬ] и буква «Т» Печатание буквы. Чтение слогов. 1 0,25 0,75 14 Звук [Л], [ЛЬ] и буква «Л» Печатание 1 0,25 0,75 буквы. Чтение слогов. 15 Звук [Р], [РЬ] и буква «Р» Печатание буквы. Чтение слогов. 1 0,25 0,75 16 Звук [В], [ВЬ] и буква «В» Печатание буквы. Чтение слогов. 1 0,25 0,75 17 Буква «Е» Печатание буквы. Чтение слогов. 1 0,25 0,75 18 Звук [П], [ПЬ] и буква «П» Печатание 1 0,25 0,75 буквы. Чтение слогов. 19 Звук [М], [МЬ] и буква «М» Печатание буквы. Чтение слогов. 1 0,25 0,75 20 Звук [З], [ЗЬ] и буква «З» Печатание буквы. Чтение слогов. 1 0,25 0,75 21 Звук [Б], [БЬ] и буква «Б» Печатание буквы. Чтение слогов. 1 0,25 0,75 22 Звук [Д], [ДЬ] и буква «Д» Печатание 1 0,25 0,75 буквы. Чтение слогов,слов. 23 Буква «Я» Печатание буквы. Чтение слов. 1 0,25 0,75 24 Звук [Г], [ГЬ] и буква «Г» Печатание буквы. Чтение слогов,слов. 1 0,25 0,75 25 Звук [Ч], [ЧЬ] и буква «Ч» Печатание буквы. Чтение слогов,слов. 1 0,25 0,75 26 Звук [Ш], [ШЬ] и буква «Ш» Печатание буквы. 1 0,25 0,75 Звук [Ж], 1 0,25 0,75 буква «Ж» Печатание буквы. Чтение слогов,слов. 27 Звук [Ё] ибуква «Ё» Печатание буквы. Чтение слов. 1 0,25 0,75 28 Звук [Й],буква «Й» Печатание буквы. Чтение слов. 1 0,25 0,75 29 Звук [Х], [ХЬ] и буква «Х» Печатание 1 буквы. Чтение слогов,слов, предложений 0,25 0,75 30 Звук [Ю] и буква «Ю» Печатание буквы. Чтение слогов,слов, 0,25 0,75 1 12 предложений. 31 Звук [Ц], буква «Ц» Печатание буквы. Чтение слогов,слов, предложений. 1 0,25 0,75 32 Звук [Э], 1 0,25 0,75 буква «Э» Печатание буквы. Чтение слогов,слов, предложений. 33 Звук [Щ], буква «Щ» Печатание буквы. Чтение слогов,слов, предложений. 1 0,25 0,75 34 Звук [Ф], [ФЬ] и буква «Ф» Печатание буквы. Чтение слогов,слов, предложений. 1 0,25 0,75 35 Звук [Ф], [ФЬ] и буква «Ф» Печатание буквы. Чтение слогов,слов, предложений. 1 0,25 0,75 36 Буква «Ь и Ъ» Печатание буквы. Чтение слогов,слов, предложений. 1 0,25 0,75 Всего 36 9 27 III. Содержание дополнительной общеразвивающей программы. Основные задачи при работе – развитие звукобуквенного анализа, развитие фонематического восприятия, подготовка руки к письму – решаются на протяжении всего учебного года. Предмет изучения – звуки и буквы русского языка по общепринятым группам (гласные, согласные, звонкие, глухие согласные). Каждое занятие начинается с изучения звука: дети учатся выделять из слова, уточняется его произношение, определяется место звука в слове, одновременно дети знакомятся с графическим изображением звуков: красный квадрат – гласный, синий – твердый, зеленый – мягкий согласный звук. Затем детям представляется буква, обозначающая изучаемый звук. Главное на этом этапе – научить детей не путать понятия звук и буква; звук мы слышим и произносим, букву видим и пишем. Работа по изучению звука и буквы проводится на каждом занятии, и к концу года у детей формируется четкое представление о них. Дети учатся писать печатную букву с использованием образца и ограничения клеткой. Обучение написанию букв позволяет решать главную задачу – развитие звукобуквенного анализа, а также способствует развитию графических навыков. На первом году обучения (5-6 лет) не ставится задача научить детей читать и писать, основная задача – приобщение детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка. Все занятия проводятся в доступной игровой форме. Часто используются сказочные мотивы, вводятся персонажи – гости, организуются путешествия. Автором курса придуман образ Говорунчика, который часто разговаривает с ребятами, дает им задания. Говорунчика можно только слышать, но нельзя увидеть. Для этого используется аудиозаписчь. Говорунчик появляется 13 сам не на каждом занятии, но могут придти его друзья , он может прислать письмо или подарок. Часто вносятся на занятие «живые» Волк, Лиса, Кошка – куклы из кукольного театра. Дети запоминают понятие ударение, прослушав сказку о Невидимке. Каждое занятие имеет игровое название – тему, которая сообщается детям, и дидактическую тему, на основе которой ставятся цели данного занятия. Ход занятий описан достаточно подробно, указывается дидактический материал для каждого занятия. Все пособия легко изготавливаются руками педагога. Игры, упражнения увлекают всех детей, даже умеющих читать. Все конспекты – не догма. Содержание, игры, упражнения изменяются по мере появления новых материалов в литературе, новых методик и технологий. Данная система занятий позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, выделять особенности слов, сравнивать, находить правильное решение. У детей развивается интерес к языку, формируется творческое мышление, складывается система знаний о языке. Знакомство со звуками и буквами русского алфавита начинается с гласных А, О, У, Ы, И, потому что они хорошо слышны в начале слова, в середине и конце; и обозначаются - красными квадратами. Дети первого года обучения далее знакомятся с согласными:М,С, Х, Р, Ш, Н, так как они хорошо «тянутсяпропеваются» и их легко можно соединить с гласными в обратных и прямых слогах (а-м-м, м-м-а ). Затем переходят к чтению коротких слов: мак, оса, сам, сом, муха…и.т.д. А дети второго года обучения, аовторяют знания о гласных и знакомятся с согласными ( Л, М, Н, Р), которые хорошо слышны как в начале, так и в конце слова (стол, шар). По мере ознакомления с согласными дети учатся читать слоги с изученными звуками и буквами и знакомятся с условным обозначением твердых согласных – синий квадрат (мама, мыло). Далее дети переходят к чтению коротких предложений (МАМА, СОМ. МЫ МАЛЫ.) и знакомятся с графическим изображением предложения. На занятиях часто используются «файлы», специально подготовленные задания для автоматизации навыков слияния букв, слогов и слов. А также на занятии используются дидактические игры: «читайка», «раз словечко, два словечко», «подбери слово», «закончи слово», «предложения», «слова потерялись» и.т.д. Работа с разрезной азбукой помогает детям лучше усвоить звуковой анализ слова. В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части. Все занятия проводятся в доступной игровой форме. Содержание, игры, упражнения изменяются по мере появления новых материалов в литературе, новых методик и технологий. Данная система занятий позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, выделять особенности слов, сравнивать, находить правильное решение. У детей развивается интерес к языку, формируется творческое мышление, складывается система знаний о языке. 14 Учитывая постепенность усложнения, эти понятия усваиваются в определенной последовательности: Звуки окружающего мира; Звуки, произносимые человеком (речевые звуки); Гласны звуки; Согласные звуки (без классификации); Согласны твердые и мягкие; Согласные звонкие и глухи. Параллельно даются понятия: Слово; Слог; Предложение; Заглавная буква; Вопросительное предложение; Ударение. 3.1. Содержание программы первого года обучения: старшая группа Тема. Теория. Практика. 1. Мы расскажем сказку. Объяснение понятий: СЛОВО и ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Составление предложений. Итог. Слова и предложения. Сл.и. «Закончи предложение» 2. По щучьему велению… Объяснение составления из слов длинных и коротких предложений. (Предложения длинные и короткие) Составление длинных и коротких предложений. Итог. 3. Слушаю - послушаю Объяснение понятия «звук» (речевой). Загадывание загадок о Слово – звук. звуках. Произнесение звуков (речевых). Итог. 4. Звуки разные нужны, Объяснение – как различить звуки по месту образования (чем звуки всякие важны. произносим?) Объяснение понятие Артикуляционные и СЛОГ – это часть слова. акустические признаки звуков Чтение произведения по слогам. Итог. 5. Мы гостей к себе позвали. Звуки и буквы А и О Произношение гласных Объяснение - как отличить звук и букву, объяснения понятия гласный звуков. Итог. звук, соотношение его с буквой. 15 6. Где же вы, АУ! Звук и буква У. 7. Вдоль по улице идем… Объяснения произношения гласных Чтение гласных УА, АУ. звуков. Соотношения их с буквой. Итог. Объяснения произношения гласных Чтение слогов. Итог. звуков, понятия слог – часть слова 8. Дружба начинается с Объяснение понятия Звук и буква улыбки.. И, деления слов на слоги. Произношение звука И, соотношение его с буквой. Итог. 9. Таинственный голос. Объяснение местонахождения звука Произношение звука Ы, Ы в слове. соотношение его с Звук и буква Ы. буквой. Итог. 10. Новенькие. Согласные звуки. Твердые и мягкие. 11.Молоток стучит: «Тук-тук» Буква Т, звуки Т и Ть. Объяснить, как различать твердые и Произношение твердых мягкие согласные звуки, определять и мягких согласных твердость – мягкость первого звука звуков. в слове. Итог. Объяснение понятий СОГЛАСНЫЙ, ТВЕРДЫЙ , МЯГКИЙ звук, соотношение их с буквой. Произношение твердых и мягких согласных звуков. Итог. 12. Прятки Объяснение чтения прямых и обратных слогов с буквой Т, Повторение буквы Т. деления слова на слоги. Знакомство с заглавной Чтение прямых и обратных слогов с буквой Т. Итог. буквой. 13. Куда села галочка? Объяснение сравнения звуков К и Кь, слов КИТ и КОТ. Звуки К и Кь, буква К 14. Программа телепередач Объяснение чтения слов из знакомых букв. Чтение слогов КИТ, КОТ. Итог. Чтение слов. Итог. Повторение буквы К, понятий СЛОГ-СЛОВО_ПРЕДЛОЖЕНИЕ 15. Помогаем хомячку. Объяснение нахождения звуков Х и Произношение звуков в Хь в словах, определение место словах. Итог. Звуки Х и Хь, Буква Х звука в слове (начало, середина, конец слова) 16.Зимушка – зима, что Объяснение понятия ты нам принесла… «вопросительное предложение», Составление и произношение 16 Вопросительное предложение «знак вопроса». Повторение понятия «заглавная буква». 17.Новогодние хлопоты Повторение составления вопросительных предложений. Вопросительное Объяснение выделения первого предложение, согласного звука в слове. согласные звуки. 18.Ура, у нас каникулы!!! Объяснение произношения отдельного звука в слове. Повторение понятий звук, буква, слово. вопросительного предложения. Итог. Составление и произношение вопросительного предложения, называния первого звука в слове. Итог. Произношение отдельных звуков в слове. Итог. 19.Приготовили насосы Объяснение произношение звуков в Чтение слогов со звуком слове, соотношение звука и буквы, С и Сь. Итог. Звуки С и Сь , буква С. деление слова на слоги, Повторение образовывание новых слов с одним понятия знак вопроса. и тем же слогом. 20.Гуси - лебеди Повторение ранее изученных букв. Объяснение чтения слогов, коротких слов. Закрепление деления слов на слоги. Чтение слогов, коротких слов. Применение правил 21. Друзья Говорунчика Объяснение правила добавления звука к слову. Повторение понятия добавления звука к Звуки П и Пь, буква П «заглавная буква». слову. Итог. 22.Как змея шипит язык Объяснение произношения звука Ш, деление слова на слоги. Звук Ш, буква Ш Итог. 23.Поспешишь – людей насмешишь. Объяснение произношения звуков и чтение С и Ш в словах и фразах. Дифференциация С и Ш. Объяснение понятия «родственных слов». 24.Мы впервые в Звукобуквии. Объяснение произношения и различия звуков по звонкости, чтение слогов и слов с буквой М. Звуки М и МЬ, Буква М, звуки звонкие и глухие. 25.Сказка про невидимку Произношение звука Ш в словах. Чтение слогов. Произношение звуков в словах. Итог. Чтение слогов и слов с буквой М. Итог. Объяснения правил деления слов на Применения правил слоги, дать понятие «ударный деления слов на слоги. 17 Ударение. слог», находить его в словах. Итог. 26.Еще одна встреча с Закрепление понятия ударный слог Чтение слов по слогам, в словах, совершенствовать навык называния ударного невидимкой. чтения слов по слогам. слога. Итог. Повторение «Ударный слог» 27.К нам пришла лиса. Объяснение различия звуков Л и Ль, чтение слов и слогов с новой Звуки Л и Ль, буква Л. буквой. 28. Путешествие на самолете Повторение понятия «ударный Чтение слов по слогов, с буквами Ли Ль. Итог. Чтение по слогам. Итог. слог», ранне изученных букв. Повторение буквы Л. 29.Сказка за сказкой Повторение тем «предложение», «заглавная буква» Объяснение правил составления сложных предложений с заданным Составления сложных предложений с словом. Совершенствовать навыки чтения слов из знакомых букв. заданным словом. Итог. 30. Ру-ру-ру- начинаем Объяснение произношения звука Р в словах и фразах. мы игру… Нахождение звука Р в словах и фразах. Итог. Звук Р. 31.Семь раз отмерь, один раз отрежь. Звук Рь, Р. Буква Р. 32.Ура, ура! Я в цирк иду! Закрепление произношения звуков Произношение и чтение Р и Рь в словах и фразах. Дифференцировать звуки по твердости – мягкости. звуков Р и Рь в словах и фразах. Называть мягкий и твердый звук. Итог. Объяснение преобразовывания слова путем замены букв. Преобразовывания слова путем замены букв. Итог. Дифференциация Р и Л. 33.Лети, лети, лепесток. Дифференциация Р и Л. 34.Как хорошо уметь читать! Объяснения различия звуков Р и Чтение слогов и слов из Л, произношения слова сложного знакомых букв. Итог. слогового состава с этими звуками. Повторение понятия звук, слог, слово. Чтение слов по слогам. Итог. Объяснение правил составления слов из готовых слогов Составление слов из готовых слогов. Итог. ЗВУК – СЛОГ – СЛОВО. 35.У Слона на дне 18 рождения. Отгадывание простых ребусов. Закрепление понятий ЗВУК – СЛОГ – СЛОВО. Объяснение различия звуков Н и 36.Полет в космос Нь, Повторить понятия слово – (проводится в конце апреля- в начале мая в предложение. Чтение слов с новой буквой. Итог. зависимости от количества занятий в полугодии) Звуки Н, Нь, буква Н 3.2. Содержание программы второго года обучения: подготовительная группа № п.п. Тема занятия теория практика Знакомство детей с понятиям: Выполнение заданий из СЛОВО, составление тетради. Составление предложения с заданным словом. предложений. Итог. 1. «Слово» 2. Знакомство детей с понятием: Составление длинных и «Предложение» предложение; составление коротких предложений. предложения с заданным словом. Итог. 3. Объяснение понятия: СЛОГ – это Выполнение заданий из часть слова. тетради. «Слог – Обучение детей звуковому Составление длинных и ударные слоги» анализу. коротких предложений. Знакомство с ударением (слоги Итог. бывают ударные) Знакомство с понятием «звук» «буква», чем они отличаются. 4. Объяснение понятий «гласный «Звук - буква» звук», «согласный звук», «твердый, мягкий согласный звук», «звонкий – глухой». . 5. Звук и буква «А» Выполнение заданий из тетради. Выделение гласных из ряда звуков. Составление длинных и коротких предложений. Итог. Знакомство с буквой «А», учить находить данную букву среди других. Развитие умения соотносить звук и Выполнение заданий из тетради. Чтение произведения по 19 букву, помочь усвоить понятие гласный звук, слогам. Итог. сопоставлять букву и её графический образ. Обозначение гласного звука (красный квадрат). Выкладывание буквы 6. Звук и буква «О» Знакомство с буквой «О», учить находить данную букву среди других. Обозначение гласного звука (красный квадрат). Сопоставление буквы и её графического образа. нитками на бархатной бумаге. Печатание буквы в тетради. Упражнение в чтении буквенных сочетаний: ОА, АО. Итог. Познакомить с буквой «И», дать 7. 8. 9 10 Звук и буква «И» Звук и буква «Ы» Звук и буква «У» Звук [Н], [НЬ] и буква «Н» характеристику звуку ( выделять звук из ряда гласных звуков, выделять начальный ударный гласный). Познакомить с буквой «ы», дать характеристику звуку выделение звука «Ы» в словах, Обозначение гласного звука (красный квадрат). Выполнение заданий из тетради. Итог. Чтение буквенных сочетаний: АЫ, ОЫ, ЫО, ЫА, АОЫ, ИАЫ, АОЫ, ЫАО. Выполнение заданий из тетради. Итог. Выполнение заданий из Знакомство с буквой «У», дать тетради. Читать ряд характеристику звуку -определять гласных УА, АУ, УО, ИО, место данного звука в словах ЫО, ОА, ОУ, ОИ, ОЫ. (начало, середина, конец слова). Итог. Выполнение заданий из тетради. Делить слова на слоги. Знакомство с буквой «Н», находить данную букву среди Чтение слогов: НА, НО, других, дать характеристику звуку НЫ, НУ, НИ и обратно. Итог. 11 Звук [С], [СЬ] и буква «С» Помочь запомнить новую букву «С», находить в словах слог с Выполнение заданий из тетради. Развивать 20 заданным звуком и его условным обозначением - синий квадрат. навык чтение слогов: СА, СО, СЫ, СУ, СИ, и обратно. Составление предложений. Звуко – слоговой анализ слов: ОСА, ЛОСИ, СОСНА. Объяснить, что звуки [С], [СЬ] на письме обозначаются одной буквой. Знакомство с буквой «К» учить 12 Звук [К], [КЬ] и буква «К» находить данную букву среди других. Характеристика звука. Знакомство с заглавной буквой. Итог. Выполнение заданий из тетради. Чтение прямых и обратных слогов – КА, КУ, КИ, КЫ. Закрепить навыки произношения и различения этих звуков в слогах, словах. Итог. Знакомство с буквой «Т» Характеристика звука. 13. 14. Звук [Т], [ТЬ] и буква «Т» Звук [Л], [ЛЬ] и буква «Л» Закрепить навыки четкого Выполнение заданий из тетради. Анализ и синтез слогов типа: АТ, ИТ, УТ,ЭТ, ОТ, ТУ, ТО, ТИ, ТА. произношения звуков [Т], [ТЬ] в Печатание буквы в тетради. слогах, словах, фразах. Чтение слогов. Составление Закрепить умение давать схем слов. характеристику звуку. Итог. Знакомство с новой буквой «Л», читать слова и слоги с новой буквой. Повторять понятие «ударный слог». Выполнение заданий из тетради. Печатание букв, слогов и слов в тетради. Чтение прямых, обратных слогов, слов: ЛАК, ЛУК, ЛУНА. Звуко – слоговой анализ слогов и Определение позиции звука в словах. слов. Итог. Знакомство со звуком Р 15. Звук [Р], [РЬ] и буква «Р» Выполнение заданий из тетради. Составление схем слов. Чтение слогов, Закреплять произношение звуков слов, коротких [Р], [РЬ] в словах и фразах. предложений. Дифференцировать звуки по Итог. твердости – мягкости. Закрепить умение давать характеристику звуку. 21 Знакомство с буквой «В», учить находить данную букву среди других. Закрепить навыки различения и 16. Звук [В], [ВЬ] и буква «В» правильного произношения звуков [В], [ВЬ] в слогах, в словах. Выполнение заданий из тетради. Печатание букв, слогов и слов в тетради. Закреплять умение выделять звуки в слове. Чтение прямых, обратных слогов, слов: ВАЗА, СЛАВА, ВОРОНА. Закреплять умение Итог. дифференцировать мягкие и твердые согласные. Знакомство с буквой «Е», учить находить данную букву среди других. 17. Буква «Е» Выполнение заданий из тетради. Печатание букв, слогов и слов в Закрепить деление слов на слоги. тетради. Правило написания заглавных букв в именах нарицательных. Обозначение гласного звука (красный квадрат). Знакомство с буквой П, дать характеристику согласному звуку. 18. 19. 20. Звук [П], [ПЬ] и буква «П» Объяснить, что звуки [П], [ПЬ] на письме обозначаются одной буквой П. Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [П], [ПЬ]. Чтение прямых, обратных слогов, слов: ЕЛЬ, ЛЕТО, ЛЕНА. Итог. Выполнение заданий из тетради. Выкладывание буквы из палочек. Печатание буквы. Итог. Звук [М], [МЬ] и буква «М» Выполнение заданий из Закрепить навыки произношения тетради. Печатание и различения звуков [М] - [МЬ] в буквы, слогов и слов в слогах, словах, фразах; тетради. Знакомство с буквой «М». Чтение прямых, обратных Характеристика звука. слогов, слов: МАМА, МАК, Знакомство с понятием «звонкий» ТОК, КОТ. звук. Итог. Звук [З], [ЗЬ] и буква «З» Знакомство с буквой «З». Закрепить навыки четкого и правильного произношения звуков [З], [ЗЬ], в слогах, в словах, упражнять в дифференциации Выполнение заданий из тетради. Чтение прямых, обратных слогов, слов: КОЗА, ЗИМА, ВАЗА, ЗИНА. 22 данных звуков. Развивать умение выделять звук [З] в начале, Итог. середине и в конце слова. Знакомство с буквой «Б». Закрепить навыки различения и правильного произношения 21. Звук [Б], [БЬ] и буква «Б» звуков [Б], [БЬ] в слогах, в словах. Закреплять умение 22. 23. Звук [Д], [ДЬ] и буква «Д» Буква «Я» Звук [Г], [ГЬ] и буква «Г» БАК, БОК, БЫК. Деление слов на слоги. Составление схем предложений. дифференцировать мягкие и твердые согласные. Итог. Знакомство с буквой «Д» и её обозначением. Выполнение заданий из тетради. Печатание букв, слогов и слов в Способствовать развитию звукотетради. Чтение прямых, буквенного анализа. обратных слогов, слов: Продолжать составлять схемы ДОМ, ДЫМ, ДАМ, САД. предложений и отдельных слов. Итог. Знакомство с буквой «Я», находить данную букву среди других. Выполнение заданий из тетради. Писать печатную букву Я. Чтение Делить слова на слоги. парных слогов МА-МЯ, ЛАЛЯ, НА-НЯ… Составление схем к словам, где присутствует данный звук. Давать слого-звуковую характеристику. Повторить понятие «ударный слог». 24. Выполнение заданий из тетради. Чтение прямых, обратных слогов, слов: Итог. Выполнение заданий из тетради. Деление слов Знакомство с буквой Г, находить на слоги. данную букву среди других. Закрепить навыки различения и Звуко – слоговой анализ слогов и слов. правильного произношения звуков [Г], [ГЬ] в слогах, в словах. Печатание букв, слогов и слов в тетради. Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные. Чтение прямых, обратных слогов, слов: ГОД, ГНОМ, ГУБЫ. Итог. 25. Звук [Ч], [ЧЬ] и буква «Ч» Знакомство с буквой Ч, находить Выполнение заданий из данную букву среди других. тетради. 23 Составление сложных Чтения слов из знакомых предложения с заданным словом. букв, продолжать учить детей делить слова на слоги Итог. Выполнение заданий из тетради. Закрепить произношение звука Ш, развивать умение делить слова на слоги; 26. Звук [Ш], [ШЬ] Помочь детям запомнить новую и буква «Ш» букву. Обратить внимание на то, что звук [Ш] всегда твердый. Деление слов на слоги. Звуко – слоговой анализ слогов и слов. Печатание букв, слогов и слов в тетради. Чтение прямых, обратных слогов, слов: УШИ, МЫШИ, ШИНА, МАШИНА. Итог. Выполнение заданий из тетради. Печатание букв, слогов, слов и предложений в тетради. 27. Звук [Ж], буква «Ж» Закрепить навыки различения и Составление предложений правильного произношения звука со славами в которых [Ж] в слогах, в словах. имеются знакомые звуки. Обратить внимание на то, что Печатание букв, слогов и звук [Ж] – всегда твердый. слов в тетради. Знакомство с буквой «Ж», Чтение прямых, обратных находить данную букву среди слогов, слов: ЖУК, ЖАБА, других. Правило правописания ЖАЛО, УЖИ, НОЖИ. ЖИ. Деление слов на слоги. Звуко – слоговой анализ слогов и слов. Итог. 28. Звук [Ё] и буква «Ё» Знакомство с буквой «Ё», находить данную букву среди других. Выполнение заданий из тетради. Печатание букв, слогов, слов и предложений в тетради. Чтение прямых, Звуко – слоговой анализ слогов и обратных слогов, слов: ЁЖ, слов. ЁЛКА. Закреплять ударный слог. Чтение отдельных слов и коротких предложений. 24 Составление предложений со славами в которых имеются знакомые звуки. Итог. Знакомство со звуками [Й], как со звонким и мягким согласным. Знакомство с буквой «Й». 29. Звук [Й], буква «Й» Закрепить навыки правильного произношения звуков [Й] в слогах, в словах; развивать фонематический слух; определять позицию звука в словах. Выполнение заданий из тетради. Печатание букв, слогов и слов в тетради. Чтение прямых, обратных слогов, слов. Итог. Выполнение заданий из Знакомство с буквой Х, находить букву в ряде других букв. 30. Звук [Х], [ХЬ] и буква «Х» Закрепить умение давать характеристику согласному звуку. Называть слова с знакомой буквой. тетради. Выкладывание буквы из палочек. Печатание буквы, слогов и слов в тетради. Чтение прямых, обратных слогов, слов: УХА, МУХА, МОХ Итог. Выполнение заданий из тетради. 31. Звук [Ю] и буква «Ю» Знакомство с буквой «Ю», находить данную букву среди других. Повторить понятие «заглавная буква». Упражнять в чтении парных слогов МУ-МЮ, ЛУ-ЛЮ, НУНЮ……. Печатание букв, слогов, слов и предложений в тетради. Чтение прямых, обратных слогов, слов: ЮЛА, ЮБКА. Итог. 32. Звук [Ц], буква «Ц» Знакомство с буквой «Ц», находить данную букву среди других. Обратить внимание на то, что звук «Ц» – всегда твердый. Выполнение заданий из тетради. Печатание букв, слогов, слов и предложений в тетради. 25 Повторить понятие «ударный слог». Работа со схемой предложения. Чтение прямых, обратных слогов, слов: ЦАПЛЯ, ЦВЕТЫ, ОВЦА . Звуко – слоговой анализ слогов и Деление слов на слоги. слов. Закрепление умения выделять 33 Звук [Э], буква «Э» звук из ряда гласных звуков, выделять начальный ударный гласный, закрепить навыки Звук [Щ], буква «Щ» Выполнение заданий из тетради. Работа со схемой четкого произношения звука [Э], предложения. определять место данного звука Чтение слогов, слов и в словах. предложений. Знакомство с гласным и его обозначением. 34 Итог. Закрепление навыков различения и правильного произношения звуков [Щ] в слогах, в словах. Итог. Выполнение заданий из тетради. Деление слов на слоги. Звуко – слоговой анализ слогов и слов. Знакомство с буквой Щ, находить Работа со схемой данную букву среди других. предложения. Чтение Обратить внимание на то, что прямых, обратных слогов, звук Щ - всегда мягкий. слов: ЩУКА, ЧАЩА, ЩИТ, - РОЩА . Итог. 35 Звук [Ф], [ФЬ] и буква «Ф» Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Ф], [ФЬ] в слогах, в словах, фразах; Выполнение заданий из тетради. Знакомство с буквой «Ф». Чтение прямых, обратных слогов, слов: ФАТА, ФАРА, ФЕН Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные. 36 Буква «Ь и Ъ» Знакомство с буквами. Печатание букв, слогов и слов в тетради. Итог. Выполнение заданий из тетради. Совершенствование навыка чтения. Итог. 26 IV. Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы 1. 3-я часть программы Е.В. Колесниковой - «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 6 лет». Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради «От А до Я». 2. «От А до Я»- рабочая тетрадь для выполнения заданий ребёнком. 3. «От звука к букве» - демонстрационный материал. 4. Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. Обучение дошкольников грамоте. Методическое пособие под редакцией Н.В. Дуровой. - М.: «Школьная Пресса», 2004 г. 5. Учебно-методическая литература 6. Наборы дидактических игр 7. Компьютер, проектор 8. Демонстрационный материал «Слова, звуки, слоги» 9. Рабочие тетради дошкольника 10. Магнитная азбука; 11. Карточки для индивидуального чтения; 12. Фланелеграф; 13. Наглядность: таблицы, картинки, игрушки, муляжи и др. V. Список использованной литературы Арушанова А.Г. Речь и речевое общение. М., 1999 Бугрименко Е.А. Чтение без принуждения. М., 1993 Волина В. Занимательное азбуковедение. М.,1991 Е.В.Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» . Рекомендовано учебно-методической лабораторией педагогики начального образования Московского института открытого образования. Издательство ЮВЕНТА , Москва 2007г Е.В.Колесникова. Развитие фонематического слуха у детей 5 лет. Учебнометодическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку». Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство ЮВЕНТА , Москва 2007г Е.В.Колесникова. «Развитие звуко-буквенного анализа у детей у детей 6 лет» У.М.Сидорова. Задания по развитию речи детей старшей группы ДОУ. Творческий центр. Москва 2010г Т.Е. Ковригина, Р.Е. Шеремет «Занимательное обучение чтению», Издательство «Учитель» 2008 год. Д.Г. Шумаева – Обучение дошкольников чтению. Программа – конспект «Как хорошо уметь читать!..», Санкт-Петербург. Издательство «АКЦИДЕНТ», 1997 год. Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада». Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж 2007 год. 27 VI. Литература для детей и родителей для детей Балинш Агнеш. Гном Гномыч и Изюминка. Барто Агния. Медвежонок-невежа. Мы с Тамарой. Любочка. Любитель-рыболов. Фонарик. Я расту. И другие. Блайтон Хэйден Энид. Знаменитый утёнок Тим. Виталий Бианки. Первая охота. Как муравьишка домой спешил. Чей нос лучше. Лесные домишки. Сова. Кто чем поёт? И другие рассказы. Дональд Биссет. Всё кувырком (рассказы). Заходер Борис. Хрюк на ёлке. О чём индюк думал. Кротов Виктор. Как Игнатий играл в прятки. Как червячок Игнатий чуть не стал драконом. Лилиан Муур. Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду. Маршак Самуил. Усатый - полосатый. Где обедал, воробей? Багаж. Вот такой рассеянный. Урок вежливости. И другие. Миллер Зденек. Крот и волшебный цветок. Михаил Зощенко. Умные животные (рассказы). Показательный ребёнок (рассказы). Михалков Сергей . Басни: Кто кого? Услужливый заяц. Друзья в походе. Стихи: А что у вас? Песенка друзей. Фома. Рисунок. Мой щенок. И др. стихи. Мошковская Эмма. Зоопарк. И другие стихи. Народные сказки о животных. Хвосты. Лиса и журавль. Журавль и цапля. Кот и лиса. Лисичка со скалочкой. Заюшкина избушка. Лисичка-сестричка и серый волк. Мужик и медведь. И другие. Носов Николай. Живая шляпа. Осеева Валентина. Волшебное слово. Пляцковский Михаил Солнышко на память (рассказы). Сладков Николай. Бежал ёжик по дорожке. Воробьишкина весна. И др. рассказы. Сутеев В.. Под грибом. Яблоко. Дядя Миша. Ёлка. Кот-рыболов. Мешок яблок. Разные колёса. Капризная кошка. Палочка-выручалочка. Хармс Даниил. Иван Иваныч Самовар. Игра. Весёлые чижи. Врун. И др. Хитрук Фёдор. Топтыжка. Чуковский Корней. Телефон. Федорино горе. Мойдодыр. Муха-цокотуха. Айболит. Путаница. Юдин Георгий. Букварёнок. Усатый сюрприз (стихи и рассказы). для родителей Е.В. Колесникова. « Ну-ка, буква, отзовись!» Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. Рекомендовано лабораторией дошкольного образования и лабораторией дефектологии Московского института открытого образования. Издательство ЮВЕНТА Москва 2010г Коррекционно-развивающее обучение. Е.В.Колесникова «Слушай, смотри, делай!» Рабочая тетрадь для детей 5-7лет. 28 Взаимодействие с родителями в процессе обучения чтению Осуществление полноценного образовательного процесса обучения чтению невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников. Овладение навыками чтения особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной актуализации и закрепления знаний о звуках и буквах, полученных на занятиях. Без поддержки и систематических упражнений в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное овладение слияния звуко – буквенных сочетаний. навыками аналитико – синтетического На протяжении всей реализации содержания учебного материала программы родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса: они ознакомлены с требованиями, целями и задачами обучения; осведомлены о необходимости выполнения домашних заданий (см. указанные источники) и постоянного закрепления и упрочения материала изученного с педагогом. Основные правила для родителей по организации домашних занятий с дошкольниками в процессе обучения чтению: 1.Играйте! Игра - естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела. 2. Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия. 3. Важна не длительность занятий, а их частота. 4. Будьте последовательными в обучении чтению. 5. Ваши указания и инструкции должны быть короткими, но емкими - ребенок дошкольного возраста не способен воспринимать длинные инструкции. 6. Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если речь ребенка изобилует ошибками в согласовании слов, в слоговой структуре слов или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь обратиться к логопеду. 7. Овладение чтением требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на каждом занятии обязательно сочетайте учебные упражнения с разминками (физминутка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра). 8. Ребенок - это не уменьшенная копия взрослого. Ребенок имеет право не знать и не уметь! Будьте терпеливы! 9. Не сравнивайте успехи вашего ребенка с успехами других детей. Темп освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребенка. 10. Для каждого ребенка существует свой оптимальный способ обучения чтению. Постарайтесь найти именно те приемы и методы работы, которые соответствуют его индивидуальным особенностям. 11. Никогда не начинайте занятия, если у вас или вашего ребенка плохое настроение: такие занятия не принесут успеха! 29