1 Содержание I. Аналитическая часть самообследования 3 Пояснительная записка 3 1.1. Общая характеристика МАДОУ 3 1.2. Системы управления МАДОУ 4 1.3. Оценка содержания образовательной деятельности 10 1.4. Оценка организации образовательной деятельности 11 1.5. Оценка кадрового обеспечения МАДОУ 13 1.6. Оценка учебно-методического обеспечения 14 1.7. Оценка библиотечно-информационного обеспечения 15 1.8. Оценка материально-технической базы 15 1.9. Оценка качества образования 16 II. Результаты показателей деятельности МАДОУ № 257, подлежащей самообследованию 18 2 АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Пояснительная записка Отчет является результатом самообследования деятельности Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 257 (далее по тексту – МАДОУ № 257) за 2022 год. В соответствии с п.3 ч.2 ст.29 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013 г. № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией» и Приказом Министерства образования и науки РФ от 14.12.2017 г. № 1218 «О внесении изменений в Порядок проведения самообследования образовательной организации, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013 г. № 462» в МАДОУ № 257 проведено самообследование деятельности. Полученные результаты обобщены и сформированы в данный отчет. Цели самообследования: • непрерывный системный анализ и оценка состояния и перспектив развития МАДОУ № 257, усиление результативности функционирования образовательного учреждения за счет повышения качества принимаемых управленческих решений, а также в целях выявления нарушения требований законодательства в сфере дошкольного образования; • обеспечение доступности и открытости информации о деятельности МАДОУ. Процедура самообследования включает в себя следующие этапы: • планирование и подготовку работ по самообследованию; • организацию и проведение самообследования; • обобщение полученных результатов и на их основе формирование отчета; • рассмотрение отчета педагогическим советом МАДОУ № 257. В процессе самообследования МАДОУ № 257 проводится оценка образовательной деятельности, системы управления организацией, содержания и качества подготовки воспитанников, оценка кадрового обеспечения, учебно-методического и библиотечноинформационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества дошкольного образования, а также анализ показателей деятельности, подлежащей самообследованию. В процедуре самообследования принимают участие педагогические и руководящие работники МАДОУ № 257. Результаты самообследования МАДОУ № 257 оформляются в виде отчета, включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию. Отчетным периодом является предшествующий самообследованию календарный год. Отчет подписывается заведующим и заверяется печатью образовательной организации. С целью обеспечения открытости информации данный отчет размещается на официальном сайте МАДОУ № 257 в сети «Интернет» https://257.tvoysadik.ru. 1.1. Общая характеристика МАДОУ. Цель деятельности МАДОУ № 257 – обеспечение каждому ребенку возможностей освоения субъектной позиции, условий для разностороннего развития, проживания дошкольного детства как самоценного периода жизни, охрана и укрепление его здоровья, подготовка к успешному обучению на следующей ступени образования, а педагогам 3 обеспечение возможности для творческой самореализации и стимулирование профессионального роста. Образовательное учреждение имеет здание по адресу: 620087, г. Екатеринбург, ул. Павлодарская, д.54. В соответствие с Уставом учреждения полное наименование – Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 257; сокращенное наименование – МАДОУ № 257. Лицензия на право ведения образовательной деятельности: № 17830 от 27.08.2015 г., серия 66Л01 № 0004287. Устав: новая редакция Устава МАДОУ № 257 утверждена Распоряжением управления образования Администрации города Екатеринбурга от 29.12.2015 г. № 2770/46/36. Режим работы МАДОУ: рабочая неделя – 5 дней с 07.30 до 18.00 (10,5 часов). Заведующий МАДОУ: Филатова Рамиса Ясавиевна, контактный телефон: (343) 263-08-63. Организационно-правовая форма – автономное учреждение. Тип – дошкольное образовательное учреждение. Вид – детский сад. Электронный адрес: mdou257@eduekb.ru. Адрес официального сайта МАДОУ: https://257.tvoysadik.ru. МАДОУ № 257 – отдельно стоящее здание, расположенное внутри жилого комплекса микрорайона Уктус. 1.2. Системы управления МАДОУ. Учреждение в своей деятельности руководствуется: Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, приказами Министерства образования и науки РФ, законами Свердловской области, указами губернатора Свердловской области, Постановлениями и распоряжениями Правительства Свердловской области, приказами Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, муниципальными правовыми актами, приказами Департамента образования Администрации города Екатеринбурга, Уставом и договором, заключаемым между Учреждением и родителями (законными представителями). Учредитель – Департамент образования Администрации города Екатеринбурга. Юридический и фактический адрес: 620014 г. Екатеринбург, пр. Ленина, 24. Начальник – Шевченко Константин Валерьевич. Непосредственную организацию и координацию деятельности МАДОУ № 257 осуществляет управление образования Чкаловского района Администрации города Екатеринбурга. Начальник – Соколовская Ирина Ренадовна. Юридический и фактический адрес управления образования Чкаловского района: 620085, г. Екатеринбург, ул. Крестинского, 13а. К компетенции Учредителя относятся: 1) от имени Администрации города Екатеринбурга реорганизация и ликвидация МАДОУ; 4 2) утверждение муниципального задания; 3) решение вопросов о вы делени и из бюджета муниципального образования «город Екатеринбург» средств для обеспечения уставной деятельности МАДОУ, включая развитие материально-технической и научно-методической базы МАДОУ, проведение капитального ремонта; 4) решение вопросов с Департаментом по управлению муниципальным имуществом о передаче в оперативное управление МАДОУ имущественного комплекса для осуществления МАДОУ уставной деятельности; 5) утверждение плана финансово-хозяйственной деятельности; 6) обеспечивает доступность отчета о результатах деятельности Учреждения и использования закрепленного за ним имущества в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; 7) назначение на должность и увольнение с должности заведующего МАДОУ; 8) организация и проведение аттестации заведующего МАДОУ; 9) координация деятельности МАДОУ, в том числе в части соблюдения прав и законных интересов воспитанников, родителей (законных представителей), работников МБДОУ; 10) доведение субсидий до МАДОУ; 11) утверждение Устава МАДОУ, изменений (дополнений) к Уставу, а также новой редакции Устава; 12) осуществление иных функций и полномочий, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и Свердловской области, нормативноправовыми актами органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципального образования «город Екатеринбург», приказами и распоряжениями Управления образования Администрации города Екатеринбурга. Управление МАДОУ № 257 осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и строится на принципах единоначалия и самоуправления. Единоличным исполнительным органом учреждения является заведующий. Заведующий МАДОУ: 1) без доверенности действует от имени МАДОУ, представляет его во всех органах власти и управления, организациях, предприятиях, учреждениях любой организационно правовой формы; 2) осуществляет руководство текущей деятельностью МАДОУ, организует планирование его деятельности; 3) утверждает отчет о результатах деятельности МАДОУ и об использовании закрепленного за ним имущества, обеспечивает доступность отчета о результатах деятельности МАДОУ и использования закрепленного за ним имущества в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; 4) является распорядителем денежных средств, обеспечивает их рациональное использование в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности МАДОУ; 5) осуществляет прием на работу и расстановку кадров, распределение должностных обязанностей, заключает трудовые договоры; 6) утверждает штатное расписание в пределах установленной численности штатных единиц, устанавливает должностные оклады, надбавки, доплаты и другие 5 выплаты стимулирующего характера согласно законодательству, локальному нормативному акту учреждения и в пределах финансовых средств, предусмотренных на оплату труда; 7) заключает от имени МАДОУ договоры с юридическими и физическими лицами в пределах компетенции и финансовых средств, выделенных ему на эти цели по плану финансово-хозяйственной деятельности, и (или) внебюджетных средств от приносящей доход деятельности; выдает доверенности; 8) учитывает результаты аттестации при расстановке кадров; 9) издает приказы и распоряжения, обязательные для выполнения воспитанниками и работниками МАДОУ, объявляет благодарности и налагает взыскания на работников МАДОУ; 10) утверждает режим работы и календарный учебный график МАДОУ, расписания занятий воспитанников; 11) несет персональную ответственность за ведение работы по бронированию военнообязанных МАДОУ, осуществляет организацию обязательного учета военнообязанных для предоставления отсрочки от призыва на военную службу; 12) обеспечивает разработку Устава, изменений (дополнений) к нему, новой редакции Устава; 13) утверждает локальные нормативные акты МАДОУ; 14) обеспечивает выполнение санитарно-гигиенических, противопожарных и других норм и правил по охране жизни и здоровья воспитанников и работников МАДОУ; 15) обеспечивает развитие и укрепление учебно-материальной базы МАДОУ; 16) осуществляет контроль совместно с заместителем по воспитательной и методической работе за деятельностью педагогов, в том числе, путём посещения занятий и других мероприятий с воспитанниками; 17) назначает секретаря Педагогического Совета МАДОУ; 18) определяет состав, объем и порядок защиты сведений конфиденциального характера, персональных данных воспитанников, работников, обеспечивает сохранность конфиденциальной информации; 19) предоставляет отчет о результатах самообследования деятельности МАДОУ; 20) осуществляет иные полномочия, необходимые для обеспечения нормального функционирования МАДОУ и выполнения требований действующего законодательства Российской Федерации, за исключением полномочий, отнесенных к компетенции Учредителя и (или) Отдела образования. Должностные обязанности заведующего МАДОУ не могут исполняться по совместительству. Заведующий несет персональную ответственность перед Учредителем и общественностью за результаты деятельности МАДОУ в установленном действующим законодательством порядке за нарушение (несоблюдение) действующего законодательства и настоящего Устава, невыполнение (ненадлежащее выполнение) своих должностных обязанностей, полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный дошкольному образовательному учреждению. 6 Исполнение части своих полномочий заведующий передает своим заместителю по воспитательной и методической работе (старшему воспитателю), а также заведующему хозяйством или заместителю заведующего по административно-хозяйственной части. Старший воспитатель осуществляет руководство воспитательно-образовательным процессом МАДОУ № 257, определяет место каждого педагога в воспитательнообразовательной работе с детьми, мобилизует воспитателей на решение задач, поставленных концепцией дошкольного воспитания перед учреждением, привлекает к их решению родителей воспитанников. Обеспечивает качество образовательного процесса. Содействует повышению квалификации и уровня профессиональной компетенции педагогического персонала учреждения. Заведующий хозяйством, отвечают за сохранность здания учреждения и имущества, организуют материально-техническое снабжение педагогического процесса, обеспечивают чистоту и порядок в помещениях учреждения и на прогулочных участках, противопожарную безопасность и организацию труда обслуживающего персонала. Медицинская сестра не является штатным сотрудником учреждения. Работает на основании договора с МАУ «Детская городская больница № 8» по совместной организации и предоставлению медицинской помощи воспитанникам учреждения в целях предупреждения и снижения заболеваемости. Контролирует санитарное состояние помещений и прогулочных участков учреждения, соблюдение санитарнопротивоэпидемического режима, качество доставляемых продуктов, организацию питания и качество приготовления пищи, обеспечивает медицинское обслуживание детей, проводит санитарно-просветительскую работу среди работников учреждения и родителей, принимает участие в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Коллегиальными органами управления учреждения являются: - Общее собрание работников МАДОУ; - Педагогический Совет МАДОУ; - Совет родителей; Организационная структура управления в МАДОУ № 257 представляет собой совокупность всех его органов с присущими им функциями. Важным в системе управления учреждения является создание механизма, обеспечивающего включение всех участников педагогического процесса в управление. В целях развития и совершенствования образовательной деятельности, повышения профессионального мастерства педагогических работников в МАДОУ действует Педагогический Совет МАДОУ - является коллегиальным органом управления МАДОУ, осуществляющим свои полномочия бессрочно. В состав Педагогического Совета МАДОУ входят: заведующий МАДОУ, его заместители, штатные педагогические работники МАДОУ. Педагогический Совет МАДОУ избирает из своего состава открытым голосованием председателя и секретаря сроком на один год. Председатель и секретарь Педагогического Совета МАДОУ выполняют свои обязанности на общественных началах. Педагогический Совет МАДОУ правомочен принимать решения, если в его работе участвуют не менее двух третьих его членов. Решение принимается открытым голосованием, простым большинством голосов присутствующих (более 50%). Педагогический Совет МАДОУ не имеет полномочий выступать от имени МАДОУ. Компетенция Педагогического Совета: 7 1) определение основных направлений работы педагогического коллектива; 2) выбор и утверждение образовательных программ, педагогических технологий, используемых в воспитательно-образовательном процессе МАДОУ; 3) организация работы по повышению квалификации педагогических работников МАДОУ; 4) обсуждение вопросов соблюдения санитарно-гигиенического режима, охраны труда и охраны здоровья воспитанников и принятия определённых решений; 5) заслушивание информации и отчётов педагогических работников по вопросам воспитательно-образовательной деятельности МАДОУ; 6) обсуждение и утверждение планов работы МАДОУ; 7) принятие локальных нормативных актов; 8) внесение предложения о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда. Педагогический Совет МАДОУ руководствуется в своей деятельности федеральным законодательством и законодательством Свердловской области, другими нормативными правовыми актами об образовании, Уставом МАДОУ, Положением о Педагогическом Совете МАДОУ. Общее собрание работников МАДОУ является коллегиальным органом управления МАДОУ, осуществляющим свои полномочия бессрочно. Основная задача Общего собрания работников МАДОУ – коллегиальное решение важных вопросов жизнедеятельности коллектива работников МАДОУ. В состав Общего собрания работников МАДОУ входят все работники МАДОУ. На каждом заседании Общего собрания работников МАДОУ избирается председатель и секретарь собрания для ведения протокола собрания на один год. Председатель и секретарь Общего собрания работников МАДОУ выполняют свои обязанности на общественных началах. Общее собрание работников МАДОУ собирается не реже двух раз в год. Общее собрание считается правомочным, если на его заседании присутствует 50% и более от числа работников образовательной организации. Решение принимается открытым голосованием, простым большинством голосов присутствующих на собрании (50% и более). Общее собрание работников МАДОУ не имеет полномочий выступать от имени МАДОУ. Компетенция Общего собрания работников МАДОУ: 1) принятие Устава МАДОУ, изменений (дополнений) к нему, новой редакции; 2) согласование правил внутреннего трудового распорядка; 3) принятие решения о заключении Коллективного договора; 4) выдвижение коллективных требований работников МАДОУ; 5)иные вопросы, предусмотренные локальным актом, регламентирующим деятельность Общего собрания работников МАДОУ. Общее собрание работников МАДОУ руководствуется Конституцией Российской Федерации, Конвенцией ООН о правах ребенка, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», региональным законодательством, актами органов местного самоуправления в сфере образования и социальной защиты, Уставом МАДОУ и положением «Об Общем собрании работников МАДОУ». 8 В целях учета мнения воспитанников, родителей (законных представителей) и педагогических работников по вопросам управления МАДОУ и при принятии МАДОУ локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе родителей (законных представителей) воспитанников и педагогических работников в образовательной организации создается Совет родителей, который является постоянно действующим органом коллегиального управления МАДОУ. Совет родителей: - определяет основные направления развития МАДОУ; - согласовывает Образовательную программу МАДОУ, Программу (план) развития МАДОУ (по представлению заведующего); - согласовывает типовой проект договора МАДОУ с родителями (законными представителями) воспитанников; - содействует организации и улучшению условий труда педагогических и других работников МАДОУ; - выделяет представителей из числа членов Совета родителей, не являющихся работниками МАДОУ, для участия в работе комиссий по лицензированию МАДОУ в качестве общественных наблюдателей; - повышает эффективность финансово - хозяйственной деятельности, содействует привлечению дополнительных внебюджетных средств для обеспечения развития МАДОУ; - содействует совершенствованию материально - технической базы помещений, благоустройству территорий МАДОУ; - содействует организации конкурсов, соревнований и других массовых мероприятий МАДОУ; - заслушивает и утверждает публичный доклад (отчёт) заведующего по итогам учебного и финансового года; - взаимодействует с другими органами самоуправления МАДОУ; - рассматривает другие вопросы, отнесённые к компетенции Совета родителей в соответствие с Положением о Совете родителей; - участвует в рассмотрении конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в случаях, когда стороны не пришли к обоюдному соглашению. Деятельность Совета родителей регулируют федеральное законодательство и законодательство Свердловской области, Устав МАДОУ, Положение о Совете родителей Выводы по результатам самообследования. Структура МАДОУ № 257 соответствует решаемым задачам. Механизм управления учреждением определяет его стабильное функционирование и развитие. Модель управляющей системы основана на вертикальном и горизонтальном разделении труда всех служб. Руководитель формирует эффективно действующую управленческую команду, делегируя часть полномочий. В структуру управляющей системы входят Педагогический Совет МАДОУ, Общее собрание работников МАДОУ, деятельность которых направлена на укрепление и совершенствование финансовой, материальной, информационной базы учреждения, создание оптимальных условий для оздоровительной деятельности, реализации целей и задач организации. Родители (законные представители) детей включены в управление качеством образования через Совет родителей. 9 Методическая работа с педагогами направлена на развитие субъектной позиции педагогов в профессиональной деятельности. Проблемное поле. Необходимость систематизации работы органов общественноадминистративного управления. Направления развития. Обеспечение системности работы органов общественноадминистративного управления с привлечением представителей коллектива МАДОУ № 257 и родителей (законных представителей) воспитанников. 1.3. Оценка содержания образовательной деятельности Образовательная деятельность учреждения осуществляется на основании лицензии № 17830 серия 66 Л01 № 0004287 от «27» августа 2015 года. Педагогический коллектив МАДОУ № 257 реализует основную общеобразовательную программу – образовательную программу дошкольного образования. Целью Программы является создание благоприятных условий для формирования личности ребенка с учетом его психофизического развития, индивидуальных возможностей и склонностей, полноценное проживание детьми дошкольного детства, разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, подготовка к жизни в современном обществе. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, спроектирована с учетом образовательных потребностей воспитанников и запросов родителей (законных представителей), а также учитывая особенности нашего региона (Свердловской области). Указанная часть программы разработана с использованием методических пособий к следующим парциальным программам: «Мир Без Опасности» (автор Лыкова И.А.) и «Дорогою добра» (автор Коломийченко Л.В.). В целях повышения качества образовательного процесса особое внимание уделялось совершенствованию методов обучения и воспитания, образовательных технологий; организации мониторинга качества образования. Дети, испытывающие трудности в освоении образовательной программы, проходили обследование на психологомедико-педагогической комиссии с целью обеспечения психолого-медико-педагогического сопровождения. При сотрудничестве с ТМПМПК «Радуга» дети с нарушениями развития прошли комплексное обследование, получили заключение и рекомендации. На основании заключения ТМПМПК «Радуга» в МАДОУ № 257 организована коррекционноразвивающая работа, осуществляется логопедическая помощь, разработаны планы работы с детьми и родителями, составлены ИОМ сопровождения воспитанников. Выводы по результатам самообследования. Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования МАДОУ № 257 определяет содержание образования и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования МАДОУ № 257 в полной мере соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. 10 10 Качество подготовки выпускников МАДОУ № 257 обеспечивает равные стартовые возможности обучения в школе. Высокому результату развития готовности выпускников детского сада к школе способствует высокий уровень профессионализма педагогов, создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья и всестороннего развития каждого ребенка. Эффективность психолого-педагогических условий обусловлена их оптимальной организацией, преемственностью в работе специалистов, воспитателей и родителей (законных представителей) воспитанников. Проблемное поле. Следует отметить, что некоторые педагоги отдают предпочтение традиционным формам работы с детьми в ущерб развивающим, испытывают затруднения в осуществлении педагогической деятельности в условиях дифференциации и индивидуализации образования, ориентируются на усредненные показатели развития группы. Перспективы развития. Внедрение эффективных путей индивидуальноориентированного взаимодействия с родителями (законными представителями) детей, привлечение их к совместному процессу воспитания, образования, оздоровления, развития детей, используя наряду с живым общением, современные технологии (интернет-ресурсы, участие в разработке и реализации совместных педагогических проектов, участие в управлении учреждением и др.), а также: - эффективное использование информационно-коммуникационных технологий; обеспечение равных возможностей получения дошкольного образования детям с ограниченными возможностями здоровья; - использование в работе с детьми эффективных здоровьесберегающих технологий в гармоничном сочетании с современными образовательными технологиями; - повышение валеологической, психологопедагогической компетентности всех участников образовательных отношений. 1.4. Оценка организации образовательной деятельности. Организация воспитательно-образовательного процесса осуществляется в соответствии с основной общеобразовательной программой – образовательной программой дошкольного образования МАДОУ № 257 (далее по тексту – Программа). В программе представлены материалы, связанные с проектированием, планированием и организацией текущей образовательной деятельности по всем направлениям развития ребенка. Перечень парциальных (дополнительных) программ, технологий, пособий, а также форм организации образовательного процесса, соответствующих поставленным задачам и содержанию, также, представлены в Программе. Учитывая возрастные возможности и особенности конкретной группы детей педагог самостоятельно выбирает формы образовательной деятельности. При этом общий объем обязательной части Программы, рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на: - образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения); - образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; - самостоятельную деятельность детей; - взаимодействие с семьями воспитанников по реализации Программы. 11 11 Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса — совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей. Решение образовательных задач в рамках первой модели — совместной деятельности взрослого и детей — осуществляется как в виде организованной образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми — утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.). Организованная образовательная деятельность реализуется через различные виды детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно - исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально - художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения программы и решения конкретных образовательных задач. Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с утвержденным графиком по всем направлениям развития, регламентируется соответствующей учебно-методической нормативной документацией, соответствует нормативным требованиям и обеспечивает реализацию Программы. Возрастная адекватность — один из главных критериев выбора педагогами форм образовательной работы и видов детской деятельности, ведущей из которых является игра. Ценность игры (сюжетно-ролевой, режиссерской, драматизации, с правилами и др.) как свободной самостоятельной деятельности детей определяется её значением для развития дошкольника. В игре может быть реализована большая часть содержания Программы. Самостоятельными, самоценными и универсальными видами детской деятельности являются чтение (восприятие) художественной литературы, общение, продуктивная, музыкально-художественная, познавательно-исследовательская деятельность и труд. Адекватными возрасту формами работы с детьми являются экспериментирование, проектирование, коллекционирование, беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций и др. Вышеназванные формы работы и виды детской деятельности не предполагают обязательного проведения традиционных занятий, построенных в логике учебной модели организации образовательного процесса. Содержание Программы в полном объёме может быть реализовано в совместной деятельности педагогов и детей, а также через организацию самостоятельной деятельности детей. Объём образовательной нагрузки (как организованной образовательной деятельности, так и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов) устанавливается в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и действующими санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами. Пропорциональное соотношение продолжительности деятельности педагогов и детей по реализации и освоению содержания дошкольного образования в различных направлениях развития ребенка зафиксировано в Программе. 12 12 Под совместной деятельностью взрослых и детей понимается деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнёрской позиции взрослого и партнёрской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности), предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками. Под самостоятельной деятельностью детей понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами развивающей предметнопространственной среды, обеспечивающей выбор каждым ребёнком деятельности по интересам и позволяющей взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Объём самостоятельной деятельности как свободной деятельности воспитанников, в условиях созданной педагогами развивающей образовательной среды по каждой образовательной области не определяется. Общий объём самостоятельной деятельности детей соответствует требованиям действующих санитарных правил. Выводы по результатам самообследования. Модель организации образовательного процесса ориентирована на личность воспитанника и учитывает приоритетные направления деятельности МАДОУ № 257: интеллектуальное, художественно-эстетическое, физическое развитие детей дошкольного возраста. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста. Образовательный процесс строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми в двух основных организационных моделях, включающих: 1) совместную деятельность взрослого и детей; 2) самостоятельную деятельность детей. Проблемное поле. Необходим качественный и разносторонний анализ созданного в учреждении образовательного пространства и планирование оптимизации созданных условий. Направления развития. Внедрение инновационной модели развивающего образовательного пространства во всех возрастных группах детского сада. 1.5. Кадровое обеспечение МАДОУ Важнейшим условием, определяющим качество дошкольного образования, является квалифицированный педагогический состав учреждения. Образовательную деятельность осуществляют квалифицированные педагоги, которые обладают знаниями, навыками и практическим опытом работы. Учреждение обеспечено педагогическими кадрами на 100%. Общая численность педагогических работников – 12 человек. Образовательный уровень педагогического персонала МАДОУ № 257: • высшее профессиональное образование – 9 педагогов, включая специалистов ( 75% педагогического коллектива); • среднее профессиональное образование – 3 педагога, включая специалистов (25%). Уровень квалификации педагогического персонала МАДОУ № 257: Первая квалификационная категория – 6 педагогов (50 %). Повышение квалификации в МАДОУ проводится в соответствии с планом на 3-летний период. За последние 3 года обучение на курсах повышения квалификации прошли 100% педагогов. 13 13 Высокие показатели качества дошкольного образования обусловлены целенаправленной работой по методическому сопровождению образовательного процесса. Для удовлетворения профессиональных педагогических запросов в структуре методической службы учреждения в текущем учебном году функционировали различные педагогические сообщества, призванные обеспечить научно-методическое сопровождение и качество образовательной деятельности: проектные, творческие и рабочие группы. В 2022 году более 40% педагогов опубликовали опыт своей профессиональной практической деятельности на сайтах профессиональных сообществ в сети Интернет. Организованная методическая служба МАДОУ № 257 позволила активизировать деятельность 60% педагогического коллектива. Таким образом, работа по методическому сопровождению способствовала адресному оказанию методической помощи педагогам за счет участия в работе педагогических сообществ учреждения; повышению профессиональной мотивации педагогов к инновационной деятельности, ориентированной на качественный результат образовательного процесса; создание условий для обобщения и распространения передового педагогического опыта. Выводы по результатам самообследования. В целях эффективной реализации образовательной программы созданы условия для: профессионального развития педагогических кадров; консультативной поддержки по вопросам образования и охраны здоровья детей; организационного-методического сопровождения процесса реализации программы. Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников соответствует квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Педагогические работники обеспечивают качественную реализацию образовательной программы, обладают основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей. Проблемное поле. Увеличение сложности труда, педагогической нагрузки, недостаточное ресурсное обеспечение для внедрения проектно-исследовательской деятельности. Инертность, недостаточно высокий уровень аналитико-прогностических и проектировочных умений ряда педагогов не позволяет им представить опыт своей работы. Недостаточная ИКТ-компетентность некоторых педагогов, практическая подготовка в области применения компьютерных средств в образовательной деятельности в области применения компьютерных средств в образовательной деятельности. Направления развития. Педагоги МАДОУ имеют высокий потенциал к работе в режиме развития, участвуют в конкурсах профессионального мастерства, транслируют свой опыт работы на разном уровне, внедряют в образовательную деятельность развивающие технологии работы с детьми, готовы к повышению своей компетентности, и обеспечению максимально возможного качества образовательной деятельности. 1.6. Учебно-методическое обеспечение Образовательная программа МАДОУ № 257 в полном объеме обеспечена учебнометодическими материалами, в т.ч. учебными пособиями, соответствующими рабочими программами, дидактическими материалами для групповых и индивидуальных занятий, методическими рекомендациями для педагогов по организации образовательного процесса, по использованию эффективных средств, методов и технологий обучения. 14 14 Развивающая предметно-пространственная среда, также, соответствует программным требованиям и оснащена необходимым учебным, дидактическим, демонстрационным материалом. Выводы по результатам самообследования. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса способствует реализации основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования в полном объеме. 1.7. Библиотечно-информационное обеспечение В методическом кабинете МАДОУ № 257 расположена библиотека, где представлены экземпляры детской художественной литературы, программных материалов, печатные документы и другие необходимые издания. В учреждении есть Интернет, электронная почта, локальная сеть. Локальная сеть насчитывает 5 персональных компьютера и 5 ноутбуков, имеющих доступ в сеть «Интернет». Согласно ФЗ РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ дошкольная образовательная организация формирует открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию о своей деятельности, и обеспечивает доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет. Отчеты о деятельности учреждения, в том числе планы финансово-хозяйственной деятельности, локальные нормативные акты, содержащие нормы и регулирующие образовательные отношения, отчеты о результатах самообследования учреждения находятся в открытом доступе для пользователей информационных ресурсов на официальном сайте МАДОУ № 257 в сети Интернет. Выводы по результатам самообследования. Учреждение формирует открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию о своей деятельности, и обеспечивает доступ к таким ресурсам посредством размещения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте в сети «Интернет». В организации сформирована локальная сеть, обеспечивающая доступ руководящих и педагогических работников к информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными учебными изданиями, пособиями, методическими и периодическими изданиями по всем направлениям развития ребенка. Библиотечно-информационное обеспечение образовательного процесса способствует реализации основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования МАДОУ № 257 в полном объеме. 1.8. Материально-техническая база МАДОУ Материально-техническое оснащение групп и учебных помещений соответствует программным требованиям и требованиям СанПиН, пожарной безопасности. В соответствии с программными требованиями в группах оборудованы центры развития детей: центр физического развития; центр развития экологических и естественнонаучных представлений; центр развития творческих способностей и другие. Для обеспечения качества образовательного процесса созданы необходимые условия: оборудован методический кабинет, кабинет учителя-логопеда, музыкально15 15 спортивный зал, на территории МАДОУ функционируют две спортивные площадки, все прогулочные участки оборудованы малыми архитектурными формами игровой направленности. Имеющийся инвентарь, игровое и спортивное оборудование соответствуют требованиям безопасности и психофизиологическим особенностям детей дошкольного возраста. Образовательная деятельность обеспечена необходимыми техническими средствами обучения, инвентарем, игровым и спортивным оборудованием. Выводы по результатам самообследования. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса в полной мере способствует реализации основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования МАДОУ № 257 и отвечает современным требованиям к безопасным и комфортным условиям. Условия, созданные в учреждении, обеспечивают выполнение санитарногигиенических требований действующих СанПиН, правил пожарной безопасности, соблюдение мер антитеррористической безопасности. Направления развития. Совершенствование материально-технической базы за счет изыскания дополнительных источников финансирования, привлечения спонсорских средств, а также увеличение количества оказываемых в МАДОУ № 257 платных дополнительных образовательных услуг. 1.9. Оценки качества образования Совершенствование организации образовательного процесса достигается путем применения современных образовательных технологий, модернизации ресурсного обеспечения, в том числе создания и развития системы мониторинга качества образовательного процесса в условиях единой информационной образовательной среды дошкольного учреждения. В детском саду проводятся ежегодные мониторинги качества методической работы, эффективности деятельности МАДОУ, работы в направлении здоровьесбережения и др. Целью системы контроля является комплексная оценка качества образования. С целью оценки качества дошкольного образования проводится самообследование деятельности учреждения в форме мониторинга. Объектами мониторинга являются: • основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования МАДОУ № 257; • условия реализации основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования МАДОУ № 257; • удовлетворенность родителей (законных представителей) воспитанников качеством предоставляемых образовательных услуг. Выводы по результатам самообследования. Действующая система мониторинга качества образования позволяет оценить эффективность образовательного процесса, скорректировать недочеты в организации образовательной деятельности. Направления развития. В 2022 году старший воспитатель Бармина О.В. прошла обучение на курсах повышения квалификации по теме «Внутренняя оценка качества образования в ДОО с использованием инструментария МКДО». Запланировано обучение всех педагогов МАДОУ на курсах повышения квалификации по указанной теме. 16 16 Анализ показателей деятельности учреждения Анализ результатов самообследования позволил выявить конкурентные преимущества дошкольной образовательной организации, в том числе: 1. Современная материально-техническая база и комфортные, безопасные условия оказания образовательных услуг; 2. Высокий уровень профессиональной и психологической готовности сотрудников для выхода на качественно новый уровень организации образовательной деятельности. Анализ результатов позволил, также, определить круг проблем и выделить направления развития на следующий отчетный период. В связи с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникает необходимость совершенствования организации образовательной деятельности. Актуальным остается совершенствование методического сопровождения образовательного процесса. Развивающая предметно-пространственная среда также требует внедрения инновационной модели развивающего образовательного пространства во всех возрастных группах детского сада. В рамках повышения уровня профессиональной компетентности педагогического персонала необходимо обратить внимание на готовность педагогов к применению в образовательном процессе современных личностно-ориентированных, развивающих и информационно-коммуникационных технологий. Задачи на следующий отчетный период определены следующим образом: 1. Совершенствовать структуру управления МАДОУ. 2. Обеспечить более высокое качество образовательной деятельности посредством совершенствования образовательного пространства. 3. Совершенствовать методы обучения и воспитания, обеспечивать использование современных образовательных, личностно-ориентированных, развивающих, информационно-коммуникационных технологий в процессе подготовки и организации образовательной деятельности. 4. Обеспечить эффективное функционирование внутренней системы оценки качества образования с использованием инструментария МКДО. 5. Продолжить работу по формированию открытых и общедоступных информационных ресурсов, содержащих информацию о деятельности учреждения, обеспечению доступа к таким ресурсам посредством размещения на официальном сайте МАДОУ. 17 17 II. Результаты показателей деятельности МАДОУ № 257, подлежащей самообследованию Данные приведены по состоянию на 30.12.2022 г. N п/п Показатели Единица измерения 1. Образовательная деятельность 1.1 Общая численность воспитанников, осваивающих образовательную программу дошкольного образования, в том числе: человек 182 1.1.1 В режиме полного дня (8 - 12 часов) человек 182 1.1.2 В режиме кратковременного пребывания (3 - 5 часов) человек 0 1.1.3 В семейной дошкольной группе человек 0 1.1.4 В форме семейного образования с психологопедагогическим сопровождением на базе дошкольной образовательной организации человек 0 1.2 Общая численность воспитанников в возрасте до 3 лет человек 21 1.3 Общая численность воспитанников в возрасте от 3 до 8 лет человек 161 1.4 Численность/удельный вес численности воспитанников в общей численности воспитанников, получающих услуги присмотра и ухода: человек/% 182 / 100 1.4.1 В режиме полного дня (8 - 12 часов) человек/% 182 / 100 1.4.2 В режиме продленного дня (12 - 14 часов) человек/% 0 1.4.3 В режиме круглосуточного пребывания человек/% 0 1.5 Численность/удельный вес численности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в общей численности воспитанников, получающих услуги: человек/% 7/4 1.5.1 По коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии человек/% 0 1.5.2 По освоению образовательной программы дошкольного образования человек/% 7/4 1.5.3 По присмотру и уходу человек/% 0 1.6 Общая численность педагогических работников, в том числе: человек 12 18 18 Результат 1.6.1 Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование человек/% 9 / 75 1.6.2 Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование педагогической направленности (профиля) человек/% 9 / 75 1.6.3 Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование человек/% 3 / 25 1.6.4 Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование педагогической направленности (профиля) человек/% 3 / 25 1.7 Численность/удельный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в общей численности педагогических работников, в том числе: человек/% 6 / 50 1.7.1 Высшая человек/% 0 1.7.2 Первая человек/% 6 / 50 1.8 Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых составляет: 1.8.1 До 5 лет человек/% 7 / 58 1.8.2 Свыше 10 лет человек/% 4 / 33 1.8.3 Свыше 20 лет человек/% 1/8 1.9 Численность/удельный вес численности педагогических человек/% работников в общей численности педагогических работников в возрасте до 30 лет 1/8 1.10 Численность/удельный вес численности педагогических человек/% работников в общей численности педагогических работников в возрасте до 50 лет 8 / 67 1.11 Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте от 50 лет и старше человек/% 3 / 25 1.12 Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших за последние 5 лет повышение квалификации/профессиональную переподготовку по профилю педагогической деятельности или иной осуществляемой в образовательной организации 19 человек/% 14 / 100 19 деятельности, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников 1.13 Соотношение "педагогический работник/воспитанник" в дошкольной образовательной организации 1.14 Наличие в образовательной организации следующих педагогических работников: 1.14.1 Музыкального руководителя да/нет да 1.14.2 Инструктора по физической культуре да/нет да 1.14.3 Учителя-логопеда да/нет да 1.14.4 Логопеда да/нет нет 1.14.5 Учителя-дефектолога да/нет нет 1.14.6 Педагога-психолога да/нет да 2. Инфраструктура 2.1 Общая площадь помещений, в которых осуществляется образовательная деятельность, в расчете на одного воспитанника кв. м 4,1 2.2 Площадь помещений для организации дополнительных видов деятельности воспитанников кв. м 70,5 2.3 Наличие физкультурного зала (*совмещен с музыкальным) да/нет совмещен 2.4 Наличие музыкального зала да/нет да 2.5 Наличие прогулочных площадок, обеспечивающих физическую активность и разнообразную игровую деятельность воспитанников на прогулке да/нет да 20 20 человек/ человек 12 / 182 21 21