1 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Глава 1. Целевой раздел. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. Пояснительная записка Цели и задачи программы Организация учебного процесса Содержание программы 3 стр. 4 стр. 4 стр. 5 стр. Глава 2. Содержательный раздел. 2.1. Структура занятий 2.2. Перспективное планирование занятий для детей 3-4 лет 2.3. Перспективное планирование занятие для детей 4-5 лет 2.4. Перспективное планирование занятие для детей 5-7 лет 2.5. Методические рекомендации 6 стр. 7-13 стр. 13-19 стр. 20-26 стр. 26 стр. Глава 3. Организационный раздел. 3.1. Материально-техническое обеспечение методическими материалами и средствами. 27 стр. 3.2. Список литературы. 27-28 стр. 2 Глава 1. Целевой раздел. 1.1 Пояснительная записка На сегодняшний день всестороннее развитие детей набирает всё большую популярность в нашей стране, поэтому родители стремятся всесторонне развивать своего ребёнка прямо с самого рождения, и в этом есть рациональное зерно, ведь успешное будущее закладывается в первые шесть лет жизни. Хореография (танцы) - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми. На занятиях танцами дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Танцы воспитывают коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, это развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству. Необходимо продолжать развивать у дошкольников творческие способности, заложенные природой. Музыкально-ритмическое творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности. Особенностью данной дополнительной программы является направленность на раннее развитие хореографических навыков и творческих способностей детей 3-7лет с учётом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка. В этот период жизни дети активно развиваются физически и умственно. Жажда открытий и познавательный интерес, присущий им в этом возрасте, совпадают с лёгкостью усвоения учебного материала. 3 1.2. Основной целью - приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников, прививать детям основные знания, умения и навыки слушать музыку и передавать в движении ее многообразие и красоту, выявить и раскрыть творческие способности дошкольника посредством хореографического искусства. Основными задачами данной программы с детьми 3-7 лет являются: 1. Обучающая - научить детей владеть своим телом, обучить культуре движения, основам классического, народного танца, музыкальной грамоте, основам актерского мастерства, научить детей вслушиваться в музыку, различать выразительные средства, согласовывать свои движения с музыкой. 2. Развивающая - развитие музыкальных и физических данных детей, образного мышления, фантазии и памяти, формирование творческой активности и развитие интереса к танцевальному искусству. 3. Воспитывающая - воспитание эстетически-нравственного восприятия детей и любви к прекрасному, трудолюбию, самостоятельности, аккуратности, целеустремленности в достижении поставленной цели, умение работать в коллективе. 1.3. Организация учебного процесса В студии занимаются дети дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Программа обучения рассчитана на 1 год. Режим занятий 1 год – занятия проходят 2 раза в неделю по 1 час, 2 часа в неделю, 8 занятий в месяц, 72 час в год. Формы занятий Занятия проводятся в группах и малыми группами. Основными формами работы являются: тренировки, репетиции, открытые занятия. На занятиях используются разнообразные методы работы с детьми: игровые, словесные, наглядные, практические. 4 1.4. Содержание программы: 1. Для детей младшего дошкольного возраста (3 — 4 года) 1-й год обучения программа включает: упражнения на середине зала; ритмические упражнения и игры; коллективно — порядковые упражнения; танцевальные элементы и композиции. партерная гимнастика. Методические рекомендации к организации занятий: формируется способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемое взрослым, учатся двигаться в соответствии с характером музыки. 2. Для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) 2-й год обучения программа включает: урок классического танца; партерная гимнастика; урок народно — сценического танца; упражнения на середине зала, танцевальные элементы и композиции. Методические рекомендации к организации занятий: улучшается качество исполнения танцевальных элементов, появляется умение двигаться под музыку ритмично, согласно темпу и ритму. Умение двигаться в парах, по кругу, по диагонали. 3. Для детей старшего дошкольного возраста (5 — 7 лет) 3-й год обучения Упражнения на развитие техники танца: урок классического танца; урок народно-сценического танца; партерная гимнастика; танцевальные элементы и композиции (на основе современной и эстрадной хореографии). Методические рекомендации к организации занятий (5 — 6 лет): ребенок физически крепнет, становится более подвижным. Успешно овладевает основными движениями, у него хорошая координация в ходьбе, беге, прыжках. Улучшается произвольная память. Проявляются элементы творчества во всех видах деятельности. 5 (6 — 7 лет) — имеют достаточно развитые двигательные навыки: они умеют ритмично ходить, бегать, прыгать, легко и энергично, умело исполнять танцевальную программу. Глава 2. Содержательный раздел. 2.1. Структура занятия: 1. Включает задания на умеренную моторную двигательную активность. 2. Включает задания с большей двигательной активностью, разучивание нового материала. 3. Музыкальные игры, творческие задания, комплекс упражнений на расслабление мышц и восстановления дыхания. Музыка – это неотделимая часть хореографического искусства, она является душой танца. Музыкальное сопровождение развивает не только музыкальный слух, но и воспитывает в ребёнке организованность. Ведь основа музыки – это ритм, а в основе всех жизненных процессов также лежит ритм. Благодаря этому дети учатся передавать различные образы, помогающие развитию артистических способностей. Танцевальное искусство способствует развитию у детей гибкости тела, красивой осанки, т.к. грациозная походка придаёт уверенность в себе. Закладываются лидерские качества, которые помогут успешно развиваться ребёнку в будущем. Дополнительная программа базируется на принципах позитивного отношения детей к танцевальному искусству, которое вызывает радостное чувство успеха, движения вперёд творческих способностей, что предопределяет необходимость интересно, насыщенно строить занятия, умело и в непринуждённой форме заинтересовывать детей. 6 2.2. Перспективный план занятий по танцам 1-й год обучения – младшая группа Сентябрь – Октябрь-Ноябрь Вводная часть Задачи Репертуар Приглашение детей в зал «Встреча друзей»; Приветствие; Рассказать детям «Что такое танец?» «Воспитывать любовь и уважение к искусству и миру танца» Основные правила поведения в зале. Знакомство с миром танца Разминка по кругу Марш, шаги на полупальцах и пятках, марш с высоко поднятыми коленями, подскоки, галоп, танцевальный бег. Танцевальные упражнения: «Топотушки», «Листики», «Мотор», «Ветерок» Создать у воспитанников хорошее настроение; Научить синхронному исполнению; Развивать силу ног. Основная часть Постановка корпуса на середине зала. Изучение движения и танцевальных комбинаций к танцам на середине зала с предметами осени, листочками, ленточками. Развивать правильную осанку у детей; Развивать эстетику движений, поз, жестов; Развивать выразительность движения, жеста; тренировать хороводный шаг. Добиваться синхронного исполнения движений. Развивать чувство ритма быстроту реакции, координацию движения. Ориентация на площадке Линия, центр, круг Научить ориентироваться на площадке. 7 Веселая разминка «Весёлая зарядка» «Жирафик» Танец «Тучка», Партерная гимнастика Знакомство с подготовительной позицией рук и ног. Упражнения «складочка», «паучок», «петрушка», «рыбка», «жучок», «кошечка», «качели», «лягушка», «бабочка». Развивать опорнодвигательный аппарат, гибкость спины, эластичность мышц ног, выворотность стопы и тазобедренного сустава. Привить начальные навыки коллективного исполнения; Постановочная работа Танец с ленточками, танец «Куклы», Заключительная часть Упражнения на восстановления дыхания; упражнения на расслабление мышц. Устное подведение итогов по занятию; Поклон. Ноябрь-Декабрь Вводная часть Задачи Репертуар Приглашение детей в зал; Приветствие; «Воспитывать любовь и уважение к искусству и миру танца» Основные правила поведения в зале. Повторение знакомых упражнений и танцев. Разминка по кругу Ходьба друг за другом с носка, бег на носочках, шаги на полупальцах и пятках, марш с высоко поднятыми коленями, прыжки на 2х ногах. Танцевальные упражнения. Создать у воспитанников хорошее настроение; Научить синхронному исполнению; Развивать силу ног. «Топотушки», «Снежинки», «Мотор», «Ветерок», «Колобок» 8 Танец « Раз ладошка два ладошка» Развивать правильную осанку у детей; Основная часть Развивать чувство ритма у детей. Музыкально-ритмические игровые Открытое занятие. Воспроизводить занятия. ритмический рисунок хлопками Постановка корпуса на середине и притопами. Развивать эстетику движений, зала, поз, жестов. Подготовительная позиции Добиваться синхронного исполнения рук классического танца, движений. Изучение движения и Развивать выразительность движения, танцевальных комбинаций к жеста; тренировать хороводный шаг. танцам на середине зала. Добиваться синхронного исполнения движений. Развивать чувство ритма быстроту реакции, координацию движения. Ориентация на площадке Линия, центр, круг, змейка. Научить ориентироваться на площадке. Партерная гимнастика Упражнения «стрелочка», «кошка», «паучок», «рыбка», «лодочка», «кошечка», «качели», «лягушка», «бабочка». «собака», Постановочная работа Танец «Раз ладошка, два ладошка» Развивать опорно-двигательный аппарат, гибкость спины, эластичность мышц ног, выворотность стопы и тазобедренного сустава. Привить начальные коллективного исполнения; навыки Заключительная часть Упражнения на восстановления дыхания; упражнения на расслабление мышц. Устное подведение итогов по занятию; Поклон. Январь – Февраль Вводная часть Задачи Приглашение детей в зал; Приветствие; «Воспитывать любовь и уважение к искусству и миру танца» Основные правила поведения в зале. 9 Репертуар Разминка по кругу Шаг с носка, бег на носочках, шаги на полупальцах и пятках, марш с высоко поднятыми коленями, подскоки, прыжки на 2х ногах, Основная часть Постановка корпуса на середине зала, Подготовительная позиции рук классического танца, Изучение движения и танцевальных комбинаций к танцам на середине зала. Знакомство с русским народным танцем. Позиции рук и ног в русском народном танце. Позиция полочка, притопы, прихлопы. Ориентация на площадке Линия, центр, круг, ручеек, змейка Партерная гимнастика Упражнение «лодочка», «паучок», «петрушка», «бабочка», «стрелочка», «кошечка», «рыбка», Постановочная работа Танец «Матрешки» Создать у воспитанников хорошее настроение; Научить синхронному исполнению; Развивать силу ног. Развивать правильную осанку у детей; Развивать эстетику движений, поз, жестов; Развивать силу ног, натянутость стопы; Знакомство с русским народным танцем. Привить эстетику отношений в паре. Добиваться синхронного исполнения движений. Развивать чувство ритма быстроту реакции, координацию движения. Научить ориентироваться на площадке. Развивать опорно-двигательный аппарат, гибкость спины, эластичность мышц ног, выворотность стопы и тазобедренного сустава. Привить начальные коллективного исполнения; творческие способности. Заключительная часть Упражнения на восстановления дыхания; упражнения на расслабление мышц. Устное подведение итогов по занятию; Поклон 10 навыки Развивать Танец «Матрёшки» Март - Апрель Вводная часть Задачи Репертуар Приглашение детей в зал; Приветствие; «Воспитывать любовь и уважение к искусству и миру танца» Основные правила поведения в зале. Повторение знакомых танцев и упражнений. Разминка по кругу Шаг с носка, бег на носочках, шаги на полупальцах и пятках, марш с высоко поднятыми коленями, подскоки, прыжки на 2х ногах, Основная часть Ритмические фантазии упражнения с лентами Постановка корпуса на середине зала, Изучение движения и танцевальных комбинаций к танцам на середине зала. Продолжать знакомство с русским народным танцем. Позиции рук и ног в русском народном танце. Позиция рук-полочка, притопы, прихлопы. Ориентация на площадке Линия, центр,круг, ручеек, змейка Создать у воспитанников хорошее настроение; Научить синхронному исполнению; Развивать силу ног. Научить русским народным движениям. Танец «На стульчиках» Научить ориентироваться на площадке. Партерная гимнастика Упражнение «лягушки квакушки» «лодочка», «паучок», «петрушка», «бабочка», «стрелочка», «кошечка», «рыбка», Развивать опорно-двигательный аппарат, гибкость спины, эластичность мышц ног, выворотность стопы и тазобедренного сустава. Постановочная работа Постановка танца «Весна» Развивать творческие способности. Привить эстетику отношений в паре. 11 Заключительная часть Упражнения на расслабление. Упражнения на восстановления дыхания; упражнения на расслабление мышц. Устное подведение итогов по занятию; Поклон. Май Вводная часть Приглашение детей в зал; Приветствие; Задачи «Воспитывать любовь и уважение к искусству и миру танца» Основные правила поведения в зале. Разминка по кругу Шаги на полупальцах и пятках, марш с высоко Создать у воспитанников хорошее настроение; Научить синхронному поднятыми коленями, бег на носочках, подскоки, притопы. Основная часть Ритмические фантазииупражнения с лентами. Ориентация на площадке Линия, центр,круг, ручеек, змейка Постановочная работа Танец «Хорошее настроение» «Партерная гимнастики Упражнение «стрелочка» «паучок», «петрушка», «рыбка», «лодочка», «кошечка», «качели», «лягушка», «бабочка», «кошка» исполнению; Развивать силу ног. Репертуар Повторение знакомых танцев и упражнений. Открытое занятие Отработка пройденного материала. Подготовка к открытому занятию. Повторение репертуара. Развивать опорно-двигательный аппарат, гибкость спины, эластичность мышц ног, выворотность стопы и тазобедренного сустава. 12 Заключительная часть Упражнения на расслабление. Упражнения на восстановления дыхания; упражнения на расслабление мышц. Устное подведение итогов по занятию; Поклон. 2.3. Перспективный план занятий по танцам 2-й год обучения – средняя группа Сентябрь – Октябрь-Ноябрь Вводная часть Задачи Репертуар Приглашение детей в зал «Встреча друзей»; Приветствие; Повторить. «Что такое танец?» «Воспитывать любовь и уважение к искусству и миру танца» Основные правила поведения в зале. Знакомство с миром танца Разминка по кругу Марш, шаги на полупальцах и пятках, марш с высоко поднятыми коленями, подскоки, галоп, бег на полупальцах и с поджатыми ногами. Танцевальные упражнения «Гномики», «Мотор», «Кукла» Создать у воспитанников хорошее настроение; Научить синхронному исполнению; Развивать силу ног. Основная часть Постановка корпуса на середине зала, Позиции рук классического танца, Изучение движения и танцевальных комбинаций к танцам на середине зала с предметами осени, листочками, зонтиками, ленточками. Развивать правильную осанку у детей; Развивать эстетику движений, поз, жестов; Развивать выразительность движения, жеста; тренировать хороводный шаг. Добиваться синхронного исполнения движений. Развивать чувство ритма быстроту реакции, координацию движения. 13 Веселая разминка Танец « Шляпы» Ориентация на площадке Линия, передний план-задний план, центр, две линии, круг, Партерная гимнастика Разучивание на полу 1 и 2 позиции ног. Упражнения «жираф», «паучок», «рыбка», «лодочка», «кошечка», «качели», «лягушка», «бабочка». Постановочная работа Танец с зонтиками, танец «До-Ре-Ми» Научить ориентироваться на площадке. Развивать опорно-двигательный аппарат, гибкость спины, эластичность мышц ног, выворотность стопы и тазобедренного сустава. Привить начальные коллективного исполнения; навыки Заключительная часть Упражнения на восстановления дыхания; упражнения на расслабление мышц. Устное подведение итогов по занятию; Поклон. Ноябрь-Декабрь Вводная часть Задачи Репертуар Приглашение детей в зал; Приветствие; «Воспитывать любовь и уважение к искусству и миру танца» Основные правила поведения в зале. Повторение знакомых танцев и упражнений. Разминка по кругу Ходьба друг за другом с носка, марш, шаги на полупальцах и пятках, марш с высоко поднятыми коленями, подскоки, галоп, прыжки на 2х ногах. Танцевальные упраж. «Гномики», «Мотор», «Кукла», «Ветерок» Создать у воспитанников хорошее настроение; Научить синхронному исполнению; Развивать силу ног. танец «Лягушки» 14 Основная часть Музыкально-ритмические занятия, постановка корпуса на середине зала, позиции рук классического танца, изучение движения и танцевальных комбинаций к танцам на середине зала. Ориентация на площадке Линия, передний план-задний план, центр, две линии, круг, колонна, два круга, круг в круге, змейка, диагональ. Партерная гимнастика Упражнения «кошка», «паучок», «петрушка», «рыбка», «лодочка», «кошечка», «качели», «черепаха», «лягушка», «бабочка». «собака», подготовка к упражнению «колесо», шпагат. Постановочная работа Танец «Лягушки» Развивать правильную осанку у детей; Развивать чувство ритма у детей. Воспроизводить ритмический рисунок хлопками и притопами. Развивать эстетику движений, поз, жестов. Добиваться синхронного исполнения движений. Развивать выразительность движения, жеста; тренировать хороводный шаг. Добиваться синхронного исполнения движений. Развивать чувство ритма быстроту реакции, координацию движения. Научить ориентироваться на площадке. Развивать опорно-двигательный аппарат, гибкость спины, эластичность мышц ног, выворотность стопы и тазобедренного сустава. Привить начальные коллективного исполнения; Заключительная часть Упражнения на восстановления дыхания; упражнения на расслабление мышц. Устное подведение итогов по занятию; Поклон. 15 навыки Открытый урок Январь – Февраль Вводная часть Задачи Репертуар Приглашение детей в зал; ,Приветствие; «Воспитывать любовь и уважение к искусству и миру танца» Основные правила поведения в зале. Повторение знакомых танцев и упражнений. Создать у воспитанников хорошее Разминка по кругу Шаг с носка, марш, шаги на настроение; полупальцах и Научить синхронному исполнению; пятках, марш с высоко Развивать силу ног. поднятыми коленями, подскоки, галоп, прыжки на 2х ногах, Развивать правильную осанку у детей; Основная часть Постановка корпуса на середине Развивать эстетику зала, движений, поз, жестов; Позиции рук Развивать силу ног, натянутость стопы; Знакомство с русским народным танцем. классического танца, Привить Изучение движения и эстетику отношений в паре. танцевальных Добиваться синхронного исполнения комбинаций к движений. танцам на середине зала. Развивать чувство ритма быстроту Позиции рук и ног в русском реакции, народном танце. Позиция руккоординацию движения. полочка, вынос ноги на каблук, «ковырялочка», притопы. Работа в паре: основные положения в паре, в русском народном танце. Ориентация на площадке Линия, передний план-задний Научить ориентироваться на площадке. план, центр , две линии, круг, колонна, «Ручеек», перестроение Развивать опорно-двигательный аппарат, Партерная гимнастика гибкость спины, эластичность мышц Упражнение ног, выворотность стопы и «рыбка», «березка» , «лодочка», тазобедренного сустава. «паучок», «бабочка», шпагат. Постановочная работа Танец « Зонтики», « Лягушки» Привить начальные навыки коллективного исполнения; 16 Танец «Сапожники» Заключительная часть Упражнения на восстановления дыхания; упражнения на расслабление мышц. Устное подведение итогов по занятию; Поклон Март - Апрель Вводная часть Задачи Репертуар Приглашение детей в зал; Приветствие; «Воспитывать любовь и уважение к искусству и миру танца» Основные правила поведения в зале. Повторение знакомых танцев и упражнений. Разминка по кругу Шаги на полупальцах и пятках, марш с высоко поднятыми коленями, бег, подскоки, галоп, прыжки на 2х ногах Основная часть Ритмические фантазии гимнастика с лентами. Положение рук «корзиночка». Тройной притоп, переступание с выносом ноги на каблук, «елочка», присядка для мальчиков. Ориентация на площадке Линия, передний план задний план, центр, две линии, круг, колонна, «Ручеек», перестроение. Партерная гимнастика Создать у воспитанников хорошее настроение; Научить синхронному исполнению; Развивать силу ног. Научить русским народным движениям. Подготовка к трюковым элементам. Танец «Коробейники» Научить ориентироваться на площадке. Развивать опорно- 17 Упражнение «паучок», «рыбка», «лодочка», «кошечка», «качели», «лягушка», «бабочка», «кошка», шпагат. Постановочная работа Постановка танца «Сапожники» двигательный аппарат, гибкость спины, эластичность мышц ног, выворотность стопы и тазобедренного сустава. Развивать взаимодействие в паре. Заключительная часть Упражнения на расслабление. Упражнения на восстановления дыхания; упражнения на расслабление мышц. Устное подведение итогов по занятию; Поклон. Май Вводная часть Задачи Приглашение детей в зал;, Приветствие; «Воспитывать любовь и уважение к искусству и миру танца» Основные правила поведения в зале. Разминка по кругу Шаги на полупальцах и пятках, марш с высоко поднятыми коленями, бег, подскоки, Галоп. Создать у воспитанников хорошее настроение; Научить синхронному исполнению; Развивать силу ног. 18 Репертуар Повторение знакомых танцев. Основная часть Позиции рук и ног в русском народном танце. Вынос ноги на каблук, «ковырялочка», притопы. Положение рук «корзиночка». Тройной притоп, переступание с выносом ноги на каблук, «елочка», присядка для мальчиков. Ритмические фантазии-гимнастика с лентами. Ориентация на площадке Линия, две линии, передний план задний план, центр, две линии, круг, круг в круге, колонна, Ручеек», перестроение. Постановочная работа Танец «Коробейники» Партерная гимнастики Упражнение «паучок», «петрушка», «рыбка», «лодочка», «кошечка», «качели», «черепаха», «лягушка», «бабочка», «кошка», шпагат. Отработка пройденного материала. Подготовка к открытому занятию. Открытый урок. Повторение репертуара. Развивать опорно-двигательный аппарат, гибкость спины, эластичность мышц ног, выворотность стопы и тазобедренного сустава. Заключительная часть Упражнения на расслабление. Упражнения на восстановления дыхания; упражнения на расслабление мышц. Устное подведение итогов по занятию; Поклон. 19 2.4. Перспективный план занятий по танцам 3-й год обучения – дети старшего дошкольного возраста Сентябрь - Октябрь Вводная часть Задачи Репертуар Приглашение детей в зал «Встреча друзей»; Приветствие; «Воспитывать любовь и уважение к искусству и миру танца» Основные правила поведения в зале. Повторение знакомых танцев и упражнений. Разминка по кругу Марш, шаги на полупальцах и пятках, марш с высоко поднятыми коленями, подскоки, галоп, бег на полупальцах и с поджатыми ногами. Танцевальные упражнения. Основная часть Постановка корпуса на середине зала, Позиции рук классического танца, Изучение движения и танцевальных комбинаций к танцам на середине зала с предметами осени, листочками, зонтиками, ленточками. Создать у воспитанников хорошее настроение; Научить синхронному исполнению; Развивать силу ног. Ориентация на площадке Линия, передний план-задний план, центр, две линии, круг, колонна, две колонны, диагональ, перестроение. Партерная гимнастика Разучивание на полу 1 и 2 позиции ног. Упражнения «жираф», «паучок», «петрушка», «рыбка», «лодочка», «кошечка», «качели», «черепаха», «лягушка», «бабочка». Развивать правильную осанку у детей; Развивать эстетику движений, поз, жестов; Развивать выразительность движения, жеста; тренировать хороводный шаг. Добиваться синхронного исполнения движений. Развивать чувство ритма быстроту реакции, координацию движения. Научить ориентироваться на площадке. Развивать опорно-двигательный аппарат, гибкость спины, эластичность мышц ног, выворотность стопы и тазобедренного сустава. 20 Танец. «Хорошее настроение» Постановочная работа Танец с зонтиками, танец «Куклы» Привить начальные коллективного исполнения; навыки Заключительная часть Упражнения на восстановления дыхания; упражнения на расслабление мышц. Устное подведение итогов по занятию; Поклон. Ноябрь-Декабрь Вводная часть Задачи Репертуар Приглашение детей в зал; Приветствие; «Воспитывать любовь и уважение к искусству и миру танца» Основные правила поведения в зале. Повторение знакомых танцев и упражнений. Разминка по кругу Ходьба друг за другом с носка, марш, шаги на полупальцах и пятках, марш с высоко поднятыми коленями, подскоки, галоп, прыжки на 2х ногах. Танцевальные упражнения. Основная часть Музыкально-ритмические занятия. Постановка корпуса на середине зала, позиции рук классического танца, изучение движения и танцевальных комбинаций к танцам на середине зала. Создать у воспитанников хорошее настроение; Научить синхронному исполнению; Развивать силу ног. Танец «Хорошее настроение» Развивать правильную осанку у детей; Развивать чувство ритма у детей. Воспроизводить ритмический рисунок хлопками и притопами. Развивать эстетику движений, поз, жестов. Добиваться синхронного исполнения движений. Открытое занятие. Развивать выразительность движения, жеста; тренировать хороводный шаг. Добиваться синхронного исполнения движений. Развивать чувство ритма быстроту реакции, координацию движения. 21 Ориентация на площадке Линия, передний план-задний план, центр, две линии, круг, колонна, две колонны. Два круга, круг в круге, змейка, диагональ. Партерная гимнастика Упражнения «кошка», «паучок», «петрушка», «рыбка», «лодочка», «кошечка», «качели», «черепаха», «лягушка», «бабочка», шпагат. Постановочная работа Танец «ДО-РЕ-МИ» Научить ориентироваться на площадке. Развивать опорно-двигательный аппарат, гибкость спины, эластичность мышц ног, выворотность стопы и тазобедренного сустава. Привить начальные коллективного исполнения; навыки Заключительная часть Упражнения на восстановления дыхания; упражнения на расслабление мышц. Устное подведение итогов по занятию; Поклон. Январь – Февраль Вводная часть Задачи Репертуар Приглашение детей в зал; Приветствие. Воспитывать любовь и уважение к искусству и миру танца Повторение знакомых танцев и упражнений. Разминка по кругу Шаг с носка, марш, шаги на полупальцах и пятках, марш с высоко поднятыми коленями, подскоки, галоп, прыжки на 2х ногах, Создать у воспитанников хорошее настроение; Научить синхронному исполнению; Развивать силу ног. 22 Основная часть Постановка корпуса на середине зала, Позиции рук классического танца, Изучение движения и танцевальных комбинаций к танцам на середине зала. Позиции рук и ног в русском народном танце. Позиция рукполочка, вынос ноги на каблук, «ковырялочка», притопы. Работа в паре: основные положения в паре, в русском народном танце. Ориентация на площадке Линия, передний план-задний план, центр, две линии, круг, колонна, две колонны. «Ручеек», две диагонали, поворот «стеночкой», перестроение. Партерная гимнастика Упражнение «рыбка», «березка» «лодочка», «паучок», «петрушка», «бабочка», «кольцо», шпагат. Постановочная работа Танец «Русский народный» Развивать правильную осанку у детей; Развивать эстетику, движений, поз, жестов; Развивать силу ног, натянутость стопы; Знакомство с русским народным танцем. Привить эстетику отношений в паре. Добиваться синхронного исполнения движений. Развивать чувство ритма быстроту реакции, координацию движения. Научить ориентироваться на площадке. Танец «Русский народный» Развивать опорно-двигательный аппарат, гибкость спины, эластичность мышц ног, выворотность стопы и тазобедренного сустава. Привить начальные коллективного исполнения; навыки Заключительная часть Упражнения на восстановления дыхания; упражнения на расслабление мышц. Устное подведение итогов по занятию; Поклон Март - Апрель Вводная часть Задачи Репертуар Приглашение детей в зал; Приветствие; «Воспитывать любовь и уважение к искусству и миру танца» Основные правила поведения в зале. Повторение знакомых танцев и упражнений. 23 Разминка по кругу Шаги на полупальцах и пятках, марш с высоко поднятыми коленями, бег, подскоки, галоп. Создать у воспитанников хорошее настроение; Научить синхронному исполнению; Развивать силу ног. Основная часть Ритмические фантазии, гимнастика с лентами. Положение рук «корзиночка». Тройной притоп, переступание с выносом ноги на каблук, «елочка». Научить русским народным движениям. Подготовка к трюковым элементам. Ориентация на площадке «Ручеек», две диагонали, повороты и перестроение Партерная гимнастика Упражнение «паучок», «петрушка», «рыбка», «лодочка», «кошечка», «качели», «черепаха», «лягушка», «бабочка». «кошка», шпагат. Постановочная работа Постановка танца «Хорошее настроение» Танец «Хорошее настроение» Научить ориентироваться на площадке. Развивать опорнодвигательный аппарат, гибкость спины, эластичность мышц ног, выворотность стопы и тазобедренного сустава. Привить эстетику отношений в паре. Заключительная часть Упражнения на расслабление. Упражнения на восстановления дыхания; упражнения на расслабление мышц. Устное подведение итогов по занятию; Поклон. 24 Май Вводная часть Задачи Репертуар Приглашение детей в зал; Приветствие; «Воспитывать любовь и уважение к искусству и миру танца» Основные правила поведения в зале. Повторение знакомых танцев и упражнений. Разминка по кругу Шаги на полупальцах и пятках, марш с высоко поднятыми коленями, бег на носках, подскоки, галоп. Основная часть Позиции рук и ног в русском народном танце. Вынос ноги на каблук, «ковырялочка», притопы. Положение рук «корзиночка». Тройной притоп, переступание с выносом ноги на каблук, «елочка», присядка для мальчиков. Ритмические фантазии-гимнастика с лентами. Создать у воспитанников хорошее настроение; Научить синхронному исполнению; Развивать силу ног. Открытый урок. Отработка пройденного материала. Подготовка к открытому занятию. Ориентация на площадке Линия, две линии, передний план- задний план, центр, две линии, круг, круг в круге, колонна, две колонны, две диагонали. «Ручеек, поворот и перестроение. Постановочная работа Партерная гимнастики Повторение репертуара. Упражнение «паучок», «петрушка», «рыбка», «лодочка», «кошечка», «качели», «черепаха», «лягушка», «бабочка», «кошка», шпагат. Развивать опорнодвигательный аппарат, гибкость спины, эластичность мышц ног, выворотность стопы и тазобедренного сустава. 25 Заключительная часть Упражнения на расслабление. Упражнения на восстановления дыхания; упражнения на расслабление мышц. Устное подведение итогов по занятию; Поклон. 2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Занятия танцами с детьми 3-7лет можно проводить в групповой или индивидуальной форме два раза в неделю. Продолжительность занятий должна соответствовать возрастной категории детей, чтобы не допустить переутомления детей. Каждое занятие обязательно проводится в сюжетно-игровой форме, поэтому в работе необходимо использовать яркую, выразительноэмоциональную музыку, способную волновать и захватывать маленького исполнителя. Для детей очень важно подбирать музыкальный материал с чётким ритмом, который обеспечивает правильное воспитание мышц, координацию всего тела, художественную выразительность танца. Музыкальное сопровождение, которое используется во время занятия, следует подбирать очень тщательно и внимательно, поскольку то, какая музыка сопровождает танец, играет важную роль в воспитании эстетического вкуса ребёнка. Также очень важно использование интересных игровых приёмов, которые помогают направить внимание детей на восприятие характера музыки, улучшают выразительность исполнения движений, активизируя тем самым каждого ребёнка. В танцах, танцевальных комбинациях и играх с детьми педагогу необходимо применять игровые образы («полетели как бабочки», «прыгаем как кузнечики» и пр.). создание на занятиях игровых ситуаций с перевоплощением и имитацией повадок животных, птиц, насекомых вызывает у детей интерес к выполнению того или иного движения, позволяет лучше усвоить какие-либо двигательные навыки. Поэтому, такая деятельность способствует развитию артистических способностей у детей. Закрепить пройденный материал, усвоить определённые движения помогают 26 многократные последовательные повторения. Но повторения не одного и того же движения на одном занятии, а – танцевальных элементов и композиций в течение нескольких последующих занятий. На занятиях танцами педагогу важно держать общий позитивный настрой, хвалить и подбадривать детей, не принуждая их выполнять движения против их воли, т.е. не заставлять. Важным моментом на занятиях танцами является дисциплинированность. Её успеху способствует правильная организация учебно-воспитательного процесса, т.е. чёткая подготовка и проведение занятий, нагрузка детей на занятии, активизация внимания, справедливость педагога и личный пример. Глава 3. Организационный раздел. 3.1. Для проведения занятий по программе необходимо: музыкальный зал для репетиций (в наличии), оборудованием и реквизитом (в наличии). оснащенный Ковер - 1 шт. Зеркала в зале. Музыкальный центр - 1 шт. Атрибуты для выступлений. 3.2. Список литературы Бекина С.И. и др. Музыка и движение: (упражнения, игры и пляски для детей) .- М.:Просвищение, 1984.-288 с. Божович Л.И. Личноть и формирование её в детском возрасте. -М.: Просвищение, 1991. -346с. Бурмистрова И. Силаева К. Школа танцев для юных. -М.: Эксмо,2003.240с. О. Н. Калинина. Практическое пособие по хореографии для детей раннего и дошкольного возраста. «Если хочешь воспитать успешную личность-научи её танцевать». ИГ Апостроф, 2013. -84с. Каява Е.Е., Кондрашова Л.Н., Руднева С.Д. музыкальные пляски и игры в детском саду: пособие для музыкальных руководителей детских садов. – 2е изд. – Л.: Государственное учебное педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР Ленинградское отделение,1963. -400с. 27 Михайлова М.А., Горбина Е.В. поём, играем, танцуем дома и в саду. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1998 -240с. Музыка и движение: (упражнения, игры и пляски для детей дошкольного возраста). Сост. С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соеовина. М .:Просвещение ,1981-158с. Музыкально двигательные упражнения в детском саду: Книга для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. Сост. Е.П. Раевская и др. М.: Просвещение ,1991. -222с. Цветкова Л.Ю. Методика преподавания классического танца в школе. К.: ИЗМН,1998-76 Этикет. Самоучитель хороших манер; пер.с англ. О. П. Бурмакова. М.: АСТ: Астрель, 2009. -413с. О. Н. Калинина. «Прекрасный мир танца» ИГ Апостроф, 2012 103с. Барышникова Т. Азбука хореографии. Методические указания в помощь учащимся и педагогам детских хореографических коллективов, балетных школ и студий. - СПб:» ЛЮКСИ», «РЕСПЕКС»,1996-256с. 28